Сейчас российские и израильские туристы могут без визы путешествовать между двумя странами, однако закон времен холодной войны, направленный против ограничения Советским Союзом еврейской эмиграции, продолжает препятствовать торговым отношениям между Россией и США.
В 1974 году конгрессмены Генри Джексон (Henry Jackson) и Чарльз Вэник (Charles Vanik) предложили поправку к закону о торговле, запрещающую устанавливать нормальные торговые отношения с коммунистическими странами, которые ограничивают эмиграцию или наказывают тех, кто покидает страну. В последующие годы поправка Джексона-Вэника была важным фактором, заставлявшим Москву разрешать евреям эмигрировать.
После распада Советского Союза она в целом потеряла актуальность, и с 1994 года американские президенты каждый год накладывали мораторий на ее действие, продлевая нормальные торговые отношения с Россией.
Однако формально она остается в силе, и сейчас представляет угрозу для американского бизнеса, который, если Конгресс не отменит поправку, не сможет расширить свой доступ на российский рынок. Между тем республиканцы утверждают, что они не допустят отмены поправки, пока администрация Обамы не направит в Конгресс соглашения о свободной торговле с Колумбией и Панамой.
В ближайшие месяцы Россия намерена завершить переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. Если у нее получится это сделать, Соединенным Штатам придется отказаться от поправки Джексона-Вэника и установить с Россией постоянные нормальные торговые отношения, чтобы американские компании могли получить беспрепятственный доступ на российские рынки.
Конгресс должен начать действовать, «чтобы не поставить американские компании в неблагоприятное положение на рынке 10-й экономики мира», считает председатель Американо-российского делового совета Эдвард Верона (Edward Verona).
В прошлом месяце вице-президент Джо Байден в ходе своего визита в Москву заявил, что отказ от поправки Джексона-Вэника создаст новые рабочие места в Соединенных Штатах и поможет укрепить связи с Россией. Он с сожалением отметил, что стоимость товаров, пересекающих границы США с Канадой и Мексикой за несколько дней, превышает годовой объем торговли между Соединенными Штатами и Россией.
В 2008 году Россия была для Соединенных Штатов 28-м по значимости экспортным рынком и покупала американские товары на сумму около 9,3 миллиарда долларов. Объем ее экспорта в США при этом составлял примерно 27 миллиардов долларов, главным образом за счет нефти.
Исполнительный директор Национальной конференции в поддержку советского еврейства Марк Левин (Mark Levin) заявил в прошлом году на слушаньях в Комитете Конгресса по внешней политике, что его организация поддерживает «вывод России из-под действия поправки Джексона-Вэника». России необходимо многое сделать в таких областях, как защита прав человека и борьба с преступлениями на почве ненависти, отметил он, однако «сейчас, как нам кажется, настало время двигаться вперед и признать глубокие изменения к лучшему, которые произошли в России и в российской еврейской общине».
Конгресс отменил поправку Джексона-Вэника для нескольких бывших советских республик, в частности в 2005 году для Армении и в 2006 году для Украины. Однако под действие поправки по-прежнему подпадают восемь стран, включая Россию, Казахстан, Азербайджан и Молдавию, и неизвестно, будет ли Конгресс в этом году рассматривать данный вопрос.
Республиканцы требуют, чтобы администрация Обамы направила три соглашения о свободной торговли— с Южной Кореей, Колумбией и Панамой — в Конгресс на ратификацию. Администрация утверждает, что Колумбия и Панама пока не готовы к этому, но в ответ республиканцы обещают вообще не затрагивать вопросы торговли, не одобрять соглашение с Южной Кореей и уж тем более не заключать торговых соглашений с Россией, пока Конгресс не получит договоры с Колумбией и Панамой.
Конгресс готов, когда придет время, работать совместно с Белым домом над тем, чтобы сделать Россию частью основанного на общих правилах торгового сообщества, уверяет конгрессмен Кевин Брэди (Kevin Brady), возглавляющий республиканцев в подкомитете по торговле Бюджетного комитета Конгресса. Однако «он не будет этого делать, пока не сдвинется с мертвой точки ситуация вокруг трех соглашений о свободной торговле».
Впрочем, даже если проблема трех соглашений разрешится, покончить с поправкой и обеспечить России постоянные нормальные торговые отношения будет непросто. Обе партии тревожат отход России от демократии, плохая обстановка в ней с правами человека и ее неготовность сотрудничать по иранскому вопросу. Кроме этого есть и сугубо экономические трудности – в Америке недовольны существующими в России ограничениями на импорт из США птицы и другого мяса, а также недостаточным соблюдением прав интеллектуальной собственности.
Необходимы улучшения в этих двух областях экономики, «чтобы Конгресс мог быть уверен в том, что Россия может и будет выполнять свои обязательства», утверждает Брэди.
На последних слушаниях в сенатском комитете по финансам торговый представитель США Рон Кирк (Ron Kirk) заявил, что он в этом году намерен добиваться от Конгресса предоставления России постоянных нормальных торговых отношений. Сенаторы в ответ потребовали гарантий того, что Россия не поведет себя как Китай, который получил соответствующий статус в 1999 году, однако продолжает нарушать американские права интеллектуальной собственности.
Насколько поправка Джексона-Вэник способствует тому, чтобы Россия стала лучше как торговый партнер, остается под вопросом. Верона, возглавляющий Американо-российского делового совета, уверен, что она более не адекватна политическим и социальным реалиям России.
Вместо этого, она остается «раздражающим фактором» в отношениях между США и Россией, полагает Верона. «Многие в России считают невыполненные обещания последних трех американских администраций отменить поправку доказательством нашей недобросовестности», - говорит он.