Москва– На столичных неделях моды российские гуру стиля возвращаются к родным национальным мотивам, подчеркивающим этнические истоки и элегантность досоветской эпохи.
Летящие фетровые пальто, светлый голубой и насыщенный розовый на фольклорных шалях и плащи, напоминающие одежду кавалеристов царских времен, царили на шоу старейшины российской моды Славы Зайцева.
«Я продемонстрировал потенциал, который кроется в российской моде», – комментирует 73-летний российский гуру моды, с 70-х одевающий жен российской верхушки и продолжающий это делать по сей день.
Зайцев объяснил, что хотел на подиуме показать «российскую историю», начиная с камзолов и цилиндров, какие носили в XIX веке, в эпоху Александра Пушкина, и густо украшенных цветочной вышивкой жакетов, напоминающих образы дореволюционной сельской России, и до современных костюмов, отливающих металлическим блеском.
Свободно сидящие короткие куртки и брюки из меха возвращают к образам российских северных народностей, разбросанных по Заполярью, где люди кормятся олениной и греются оленьим мехом.
Другой влиятельный российский модельер, чьи бутики в Москве стоят на центральных проспектах – Валентин Юдашкин, для этого показа удержался от традиционных для своих коллекций нарядов, решенных в фиолетовом и черном, и тоже обратился к родным российским мотивам.
На подиум высыпали танцоры в традиционных кавказских костюмах и станцевали перед публикой модного показа лезгинку, национальный танец преимущественно мусульманских республик российского Кавказа, где исламская оппозиция России проявляет себя все ярче и создает все больше сложностей.
После этого по подиуму продефилировали модели в традиционных северокавказских бараньих шапках и бурках в пол.
«Российский дизайн двигается в сторону национализма, становится ближе к стилю, который для нас ассоциируется с родиной», – говорит Виктория Слежко, генеральный директор российской сети бутиков Fashion Code, где продаются работы только российских дизайнеров.
И все-таки за почтением к своим родным землям читается недовольство застоем в фэшн-индустрии, хромающей вслед за европейскими лидерами, такими как Милан и Париж.
«У нас есть потрясающие таланты, которые могли бы занять равные позиции с дизайнерами из других стран, – поделился Зайцев с Reuters, – но государство наше этого пока не осознает».
«И это – трагедия», – добавил он, окруженный со всех сторон моделями в платьях с черными и красными «шкатулочными» принтами.
По мнению Зайцева, для появления и становления новых имен в российском дизайне не хватает как финансовой поддержки, так и поддержки в целом, и это соображение эхом повторяется в словах молодых дизайнеров, пытающихся пробиться на рынок.
«Россия – скорее азиатская страна, нежели европейская. Тут наличествуют организационные проблемы, и в этом заключается главное препятствие для молодых», – говорит 24-летний дизайнер Михаил Вильчук, по словам которого, только упорство и терпение проложили его мужской геометрически скроенной коллекции дорогу на этот показ, в то время как работы многих других не прошли отбор.
«Во Франции так бы не было», - добавляет он.