В актив «перезагрузки» российско-американских отношений в этом году может попасть еще одно конкретное достижение, когда Россия при полной поддержке со стороны США вступит во Всемирную торговую организацию. Российское вступление в ВТО произойдет в момент, когда некоторые традиционные причины российско-американской напряженности играют во взаимоотношениях гораздо меньшую роль. Оно даст США возможность для закрепления «перезагрузки» путем наращивания инвестиций и развития торговли с Россией, если удастся преодолеть внутриполитическое противодействие отмене поправки Джексона-Вэника. В условиях, когда НАТО занято войной в Ливии, а противоречия из-за Грузии создают все меньше проблем, у США и России появляется шанс наладить такие отношения, определяющей чертой которых будут не только традиционные вопросы, включающие контроль вооружений, сотрудничество в сфере безопасности и споры за региональное влияние.
Было бы неплохо, если бы России и Грузии удалось заранее прийти к какому-то соглашению по таможенным правилам, и в интересах России обеспечить максимально плавное вхождение в состав ВТО. Но Грузия сама по себе не может помешать вступлению России в ВТО. Какими бы ни были территориальные и политические споры, один член ВТО не может бесконечно препятствовать процессу вступления. Задерживая вхождение России в состав ВТО, Грузия никак не помогает реализации своих притязаний на Южную Осетию и Абхазию, поскольку этот вопрос невозможно решить без согласия самих сепаратистских государств. Это лишь усиливает враждебность между Россией и Грузией, а другие страны начинают понимать, что Тбилиси не желает сотрудничать.
В ВТО действует традиционная практика принятия решений на основе консенсуса всех стран-членов. Однако официальное требование ВТО по вступлению, изложенное в Марракешском соглашении, предусматривает согласие двух третей государств-участников. С политической точки зрения Москве было бы несколько неудобно вступать в ВТО вопреки отсутствию консенсуса, но общие преимущества от развития торговли, увеличения инвестиций и экономической интеграции со странами-членами этой организации быстро перевесят все краткосрочные политические издержки. У России есть стимул задабривать и успокаивать Грузию в разумных пределах, дабы избежать таких неудобств и конфузов; но на данный момент у Грузии не может быть никаких оснований надеяться на то, что создавая Москве проблемы с ВТО, она изменит официальную позицию России по сепаратистским республикам.
Вступление в ВТО станет самым важным для России итогом «перезагрузки». И в свете сохраняющейся поддержки США в вопросе российского членства в этой организации у Москвы появляется еще больше оснований отказываться от разрушения конструктивных взаимоотношений с Вашингтоном из-за ливийского кризиса. Политика президента Медведева по налаживанию взаимодействия и экономической интеграции с Европой и США вот-вот обеспечит России один из крупнейших успехов за последние двадцать лет. Теперь вопрос в том, смогут ли Соединенные Штаты в полной мере извлечь пользу из членства России в ВТО, или они по-прежнему будут держать улучшение торговых отношений с этой страной в заложниках у устаревшей и неактуальной меры, какой является древняя поправка Джексона-Вэника.
Как все понимают, поправка Джексона-Вэника это реликт холодной войны, который сохраняется главным образом как дубина для выбивания из России более благоприятных условий в торговле, и используется в качестве орудия протеста против внутренней политики этой страны. Отказ отменить данную поправку стал стандартной позицией американских ястребов и активистов-правозащитников. Она является важной составной частью карательного в основном подхода к российской политике. Ни у кого уже не осталось иллюзий по поводу того, что сохранение поправки Джексона-Вэника это попытка вынудить Россию изменить свое поведение во внутренней политике. Но ее сохраняют в основном для того, чтобы наказывать Москву за такое поведение, хотя никаких надежд на перемены при этом нет. Изначально цель поправки заключалась в том, чтобы облегчить эмиграцию из СССР. Но цель эта утратила свое значение еще двадцать лет тому назад, и стратегическая ценность поправки для США исчезла вместе с Советским Союзом. Президент Обама и вице-президент Байден подтвердили, что выступают за отмену поправки, хотя эта отмена запоздала как минимум на шестнадцать лет. Сейчас, когда Россия вплотную приблизилась к членству в ВТО, для экономических интересов США будет вредно и пагубно сохранять эту поправку, которая мешает нашим странам налаживать нормальные торговые отношения на постоянной основе.
В ближайшей перспективе создание таких нормальных торговых отношений будет делом трудным с политической точки зрения. Но когда процесс вступления России в ВТО будет завершен, давление со стороны американского бизнеса и администрации станет достаточно мощным, чтобы устранить остальные препятствия в Конгрессе. Устойчиво антироссийские и прогрузинские члены Конгресса будут много жаловаться, а все обычные критики «перезагрузки» будут заявлять, что она осуществляется в ущерб соседям России. Но вся эта риторика будет пересилена и подавлена значительными и вполне реальными экономическими выгодами, которые американский бизнес получит от нормализации торговых отношений.