Тридцатый Всемирный Российский форум (форум Лозанского) состоялся в Вашингтоне, округ Колумбия, 29-30 марта этого года, и ознаменовался довольно неожиданным, но бесспорным успехом. Слава Маэстро, Эдварду Лозаннскому, и его команде блестящих молодых помощников!
Официально «событием года» стало празднование 50-й годовщины исторического космического полета Юрия Гагарина. Отражая это событие, американские астронавты и российские космонавты посетили одно из мероприятий форума. Не так уж часто можно встретить, послушать и даже пожать руку человеку, сумевшему раздвинуть границы, которых способно достичь человечество.
Однако основная тема форума явно было той же, что и всегда – нынешний статус и будущее отношений между США и Россией.
Многим этот форум (во всяком случае, дневное заседание в понедельник) запомнится резким обменом репликами, иными словами, перепалкой, между легендарным представителем неоконсерваторов, Ричардом Перлом (Richard Perle), и Константином Косачевым, весьма компетентным и влиятельным председателем комитета Госдумы по международным делам. Хотя Перла можно укорить в излишней склонности к конфронтации, все же этот спор наглядно продемонстрировал, что проблемы, разделяющие страны, вполне реальны.
Тем не менее, многим экспертам удалось достигнуть соглашения, по крайней мере, по двум пунктам. Первый пункт сводится к тому, что «перезагрузка» в отношениях США и России действительно работает. Начатая только два года назад политика «перезагрузки» уж привела ко многим положительным сдвигам. Одним из наиболее важных, хотя и с трудом поддающимся измерению, моментов стало потепление самого тона двустороннего диалога. Как проницательно отметил Роберт Легволд (Robert Legvold), «перезагрузку» можно назвать успехом, хотя бы только за то, что «есть надежда на дальнейшие успехи».
Другой момент, относительно которого большинство экспертов тоже пришли к согласию, это то, что, как ни странно, сейчас мы уже находимся за пределами политики «перезагрузки» и необходима разработка новой, «послеперезагрузочной» программы отношений США и России. В качестве одного из доводов упоминается, что эти отношения оказались слишком сосредоточены на контроле вооружений, который сам по себе стягивает их обратно к прошлому в духе Холодной войны. В то же время экономические связи между странами по-прежнему остаются в зачаточном состоянии, и нет единого мнения о том, почему они не развиваются по-настоящему. (Американские эксперты по традиции указывают на плохой инвестиционный климат в России, а их российские коллеги, как можно было предположить, вспоминают о дискриминационных мерах, таких как знаменитая поправка Джексона-Вэника).
Создать план действий от «перезагрузки» к «продолжительному партнерству» (термин Легволда) будет нелегко и потребует усилий на многих уровнях. Однако какие-то основания для оптимизма есть. Вспомним хотя бы, в каком состоянии были отношения между США и Россией всего два года назад, во время 28-го Всемирного Российского форума. Договор СНВ еще только обсуждался, соглашение о сотрудничестве в области мирного атома, «123», даже не было представлено на повторное рассмотрение в конгрессе, а участники форума пытались убедить друг друга в том, что, как выразился Уильям Бернс (William Burns), заместитель госсекретаря США, «Соединенные Штаты Америки и Россия небезразличны друг другу».
Будем надеяться, что следующий форум Лозанского даст нам больше оснований для оптимизма. Будем также надеяться, что Эдвард Лозанский снова пригласит Ричарда Перла. И Перл придет и, может быть, даже останется на обед.