Часть сообщений о поездке семей жертв на место смоленской катастрофы свелась к возмущенным высказываниям о том, что россияне тайком под покровом ночи убрали оттуда памятную каменную табличку. Ее несколько месяцев назад самовольно поставили там члены объединения «Катынь - 2010» во главе с вдовой главы Института национальной памяти Януша Куртыки (Janusz Kurtyka). С самого начала было известно, что был «самострой». Не нужно было быть гением, чтобы предвидеть, что использованная на табличке формулировка о «геноциде», осуществленном против польских офицеров к Катыни, приведет когда-нибудь к польско-российскому скандалу. Польша уже несколько лет добивается признания катынского преступления геноцидом. Это требование части правых политических группировок, но не политика правительства.
Плохо, что никто не отреагировала на установку спорной таблички непосредственно после ее появления. Ее следовало убрать сразу же или настаивать на изменении надписи. Властям Смоленска содержание надписи не мешало, потому что они не вмешиваются в большую политику, а польской стороне было неловко демонтировать табличку, которую установили в Смоленске поляки.
Проблема появилась, когда несколько дней назад на это место приехала группа по подготовке предстоящего в понедельник визита президентов Польши и России в Катынь. Российская сторона решила, что Дмитрий Медведев не может появиться у таблички, на которой катынское преступление названо «геноцидом». Это могло быть позже использовано как аргумент, что Россия признает факт геноцида. Чтобы избежать одного скандала, россияне сняли табличку и заменили ее другой, без определения «геноцид» и вообще без упоминания о том, что год назад польская делегация летела в Катынь. Это вызвало другой скандал по поводу того, что «россияне снова фальсифицируют правду о Катыни».
Правда такова, что это никакой не скандал, а ошибка дипломатов. Со времени, когда произошла катастрофа, в Смоленске на постоянной основе пребывает один из польских консулов. И он должен был еще несколько месяцев назад сообщить, что содержание надписи на самозваной табличке может вызывать проблему, если на место катастрофы приедут главы государств или премьеры. Такой реакции не было. Сейчас мы расплачиваемся за это поиском подтекстов, не был ли демонтаж таблички щелчком по польскому носу. Не был. Это просто ошибка, дипломатическая недоработка, трусость, лень, нерадивость – это можно назвать как угодно.
В очередной раз в польско-российских отношениях все хотели как лучше, а получилось как всегда. Видно, такова наша польско-российская судьба. То же самое с навязчивым желанием посадить самолет в тумане. За год смоленская трагедия никого ничему не научила.