Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Первый человек в космосе: отмечая 50-летие подвига

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЛетчик-космолнавт Ю.Гагарин в кабине космического корабля “Восток”
Летчик-космолнавт Ю.Гагарин в кабине космического корабля “Восток”
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Исполняется 50 лет с того дня, как Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшем в космосе. Это был гигантский скачок Советского Союза от имени всего человечества, который подстегнул униженную Америку в гонке за Луну.

ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК, Россия – Это был собственный гигантский скачок Советского Союза от имени всего человечества, который подстегнул униженную Америку в гонке за Луну. В этот вторник исполняется 50 лет с того дня, как пилот военно-воздушных сил по имени Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе.

Миссия 27-летнего космонавта продолжалась всего 108 минут и была наполнена драматическими событиями: кратковременный отказ при передаче данных, сбои в работе антенн, тормозного двигателя и при разделении модулей. И еще был ключевой вопрос, на который науке только предстояло дать ответ: какое влияние на человеческий организм окажет невесомость?

«Были всевозможные дикие опасения, что человек может потерять рассудок в условиях невесомости, утратить способность принимать разумные решения, – вспоминает Олег Ивановский, который курировал создание и запуск космического корабля «Восток», на котором летал Гагарин.

Полет должен был проходить полностью в автоматическом режиме, но что если от невесомости Гагарин сойдет с ума и отключит заданные параметры? Инженерное решение предусматривало введение трех цифр кода безопасности, которые должен был ввести космонавт, чтобы получить контроль над космическим кораблем.

Этого не понадобилось. Полет прошел безопасно, и русский красавец с широкой улыбкой стал образцом коммунистического мира. Он по-прежнему остается национальным идолом спустя 43 года после гибели в авиакатастрофе, его вспоминают с огромной любовью последние из оставшихся в живых пионеры советской космической программы в Звездном городке под Москвой, где он тренировался.

Все от сурового и бескомпромиссного Главного конструктора Сергея Королева до юных медсестер и рядовых сотрудников стартовой площадки «любили, действительно любили его», сказал Ивановский в телефонном интервью Associated Press.

Королев стремился закрепить советское превосходство в космическом пространстве после запуска спутника в октябре 1957 года – первого искусственного спутника земли, и он хотел перейти к полету человека в космос и одержать очередную победу в гонке против американцев.

Но после серии неудачных экспериментальных полетов в течении 1960 года и взрыва на стартовой площадке, от которого погибли 126 человек, безопасность стала основным приоритетом, говорит Ивановский.

Полет ограничивался одним витком вокруг земли из-за вопросов по поводу невесомости, и Гагарин по возвращении должен был прыгать из капсулы с парашютом, потому что системы мягкой посадки еще не было.

Тем не менее, Ивановский говорит, что риск оценивался как высокий. Один из высокопоставленных чиновников по разработке, Борис Черток, в своих воспоминаниях о том времени написал, что «судя по современным стандартам надежности ракет, у нас не было причин для оптимизма в апреле 1961 года».

Однако, Джеймс Оберг (James Oberg), ветеран НАСА и в настоящее время космический консультант, который подробно изучал советскую космическую программу, говорит: Королев и его люди сделали все возможное, чтобы полет был безопасным.

«Я не вижу никаких опасных недочетов в их подходе к «Востоку», – сказал он агентству AP, добавив, что два последних запуска перед полетом Гагарина были полностью успешными.

Несмотря на риски, была сильная конкуренция за миссию среди 20 молодых пилотов из короткого списка, и выбрали Гагарина. Он был человеком, который заставляет людей чувствовать себя непринужденно и излучает доброту, вспоминал бывший космонавт Владимир Шаталов, в настоящее время ему 83 года, из которых 20 лет он возглавлял центр обучения Звездного городка.

Всего за три дня до старта на том месте, которое позже обретет известность как космодром Байконур в Казахстане, Гагарину сказали, что он выбран для этой миссии. В письме к жене Валентине он попросил воспитать из дочерей «не маменькиных дочек, а настоящих людей», и разрешил ей вступать в новый брак, если его миссия окажется фатальной.

«Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость», – писал он.

«Гагарин осознавал опасения по поводу невесомости, и он также знал обо всех предыдущих неудачных запусках до его полета», но он никогда не проявлял никакого страха или сомнения, сказал Ивановский.

Накануне полета Гагарин и его дублер Герман Титов рано легли спать и проснулись в 5:30 утра. Гагарин шутил, его пульс был образцовым – 64 удара в минуту и оставался таким же после того, как он занял свое место в «Востоке».

Перед посадкой Гагарин увидел, что Королев выглядит изможденным после бессонной ночи. «Не волнуйтесь, Сергей Павлович, – сказал он главному конструктору, – все будет просто отлично».

«Это он утешал меня!» – удивлялся позднее Королев. Он думал о Гагарине как о сыне, а фотография Королева была в бумажнике у Гагарина.

Защитный код для использования в чрезвычайной ситуации должен был находиться в запечатанном конверте, который космонавт мог открыть только в случае экстренной необходимости, но Ивановский слишком нервничал, чтобы придерживаться протокола. Сопровождая Гагарина в капсулу, он прошептал ему код: 1-2-5. Гагарин улыбнулся и сказал, что он уже знает: его инструктор, такой же добрый человек, уже посвятил его в тайну.

Ивановский помог Гагарину подняться по лестнице в кабину, похлопал его по шлему, и пожелал ему удачи перед закрытием люка, после чего услышал, как Королев сказал ему из кабины управления, что контрольная лампочка, указатель герметичности закрытия люка, не включилась. Ивановскому и двоим его помощникам пришлось в бешеном темпе снять все 32 винта уплотнения люка, а затем поставить их обратно.

Внутри капсулы Гагарин насвистывал мелодию. Позже он шутя рассказывал Ивановскому: «Вы бы видели себя, когда вы работали с люком, Ваше лицо было всех цветов окисления металла».

Ракета Гагарина стартовала в соответствии с графиком 12 апреля 1961 года в 9:07 утра по московскому времени. «Поехали!», – прокричал космонавт, взлетая.

Королев и его инженеры быстро получил свой первый удар: сигнал указывал на возможные проблемы с усилителем. Оказалось, что на несколько секунд прервалась передача данных. Уверенные доклады Гагарина с орбиты сняли напряжение, и только после полета выяснилось, что из-за сбоя антенны «Восток» вышел на более высокую и более рискованную орбиту.

По возвращении сбой в работе двигателя торможения заставил корабль быстро вращаться, и посадочная капсула не спешила отделять служебный модуль. Ученым оставалось только сделать глубокий вдох, поскольку они потеряли контакт с судном во время его огненного приближения к земле.

Гагарин выпрыгнул с парашютом, как планировалось, и приземлился на поле вблизи Волги в 720 километрах (450 миль) к юго-востоку от Москвы. Там его заметили жена лесника и ее внучка, которые пытались убежать от незнакомца в ярко оранжевом скафандре и белом шлеме. Они могли подумать, что он был шпионом США, учитывая, что меньше, чем за год до того американский пилот Фрэнсис Пауэрс (Francis Gary Powers) был сбит над Советским Союзом в его самолете-разведчике U-2 (этот инцидент сильно осложнил американо-советские отношения).

«Эй, куда же вы бежите? Я один из нас!» – крикнул Гагарин. Потом прибыли другие, осознав, что он был космонавтом, о котором они только что слышали по радио.

Гагарин узнал к своему великому удивлению, что пока он летал в космосе, он продвинулся в звании на два уровня и стал майором. Королев и другие вылетели в район приземления и встретились с Гагариным в гостевом доме Коммунистической партии. Их хриплые от радости встречи голоса были слышны до поздней ночи. 14 апреля Гагарина доставили в Москву, где его встретил советский лидер Никита Хрущев и провезли по улицам города, вдоль которых собрались восторженные русские.

«Люди вышли на улицы, все были возбуждены, было настроение, как на День Победы», – вспоминает дочь Королева Наталья.

Но на фоне триумфа советские чиновники, одержимые секретностью и игрой воображения, уже занимались ретушированием истории.

Некоторые местные газеты цитировали свидетелей, которые видели, как Гагарин спускался на парашюте. Но по официальной версии он совершил посадку в своей капсуле, и КГБ бросился изымать все противоречивые сведения из печати. Советские официальные лица также лгали о месте старта, глупо пытаясь скрыть то, что Запад уже и так знал.

Ложь о полете позже вызвала трения с FAI, международной федерацией, удостоверяющей аэрокосмические записи, чьи правила требуют, чтобы пилот приземлялся в своем аппарате.

Американцы, просыпаясь, когда Советский Союз вовсю праздновал, были шокированы. На следующий день члены Конгресса закидали вопросами должностных лиц НАСА. Один конгрессмен потребовал, чтобы США ввели военное положение.

NASA объяснила, что у Советов было больше времени на разработку и внедрение, они начали работы в 1954 году – за четыре года до создания американского космического агентства.

Двадцать три дня спустя после полета Гагарина, 5 мая 1961 года, американец Алан Шепард (Alan Shepard) стал вторым человеком в космосе. Но его суборбитальный прыжок продолжался всего 15 минут. И только 20 февраля 1962 года американцу Джону Гленну (John Glenn), облетевшему вокруг Земли, удалось оспорить подвиг Гагарина.

«Пусть теперь другие страны попытаются догнать нас», – заявил Гагарин после возвращения из космоса, и США быстро взялись за это дело. Всего лишь через три недели после запуска Шепарда президент Джон Кеннеди поклялся нации, что к концу десятилетия отправят человека на Луну. Цель была достигнута 20 июля 1969 года.

Наследие Гагарина, тем временем, раздирают теории заговора. По-прежнему из-за всеобъемлющей секретности, окружавшей советскую космическую программу, множатся слухи о неудачных и смертельных космических полетах. «Степень секретности создавала тени, в которой могли скрываться монстры», – сказал Оберг, ветеран НАСА.

В некоторых ранних рейсах использовались манекены, которых могли ошибочно принять за реальных людей. Но, по крайней мере, одна смерть была на самом деле: космонавт Валентин Бондаренко погиб от пожара в камере высокого давления на наземном полигоне меньше чем за месяц до полета Гагарина. О его смерти стало известно только после того, как Михаил Горбачев начал свои реформы 1980-х годов.

А потом была смерть самого Гагарина 27 марта 1968 года. Она по-прежнему порождает теории заговора, будто его смерти желал КГБ, потому что он якобы выступал против советского режима.

Бывший космонавт Шаталов сидел в своем самолете, ожидая своей очереди на взлет после Гагарина и его экипажа. Он видел, как его друг улыбнулся и помахал, и следующее, что он узнал – их МиГ-15 разбился в лесу. Шаталов предполагает, что причиной могла стать ударная волна при преодолении звукового барьера другим самолетом.

Может быть, ему следовало перестать летать после своего космического прыжка, говорит Шаталов. «Но он действительно любил это, и стремился продолжать заниматься этим».

После смерти Гагарина его жене, наконец, передали его письмо, которое он написал ей накануне своего полета в космос.

Валентина Гагарина никогда больше не выходила замуж. Она опубликовала мемуары, но оставалась вне поля зрения общества, живя уединенной жизнью в Звездном городке. Дочь Елена работает главным хранителем музеев Кремля. Младшая дочь Галина преподает экономику в Московском университете.

Полет Гагарина на «Востоке» был полностью автоматизирован, но мужественно взглянув в лицо неизвестности, он преподал человечеству жизненно важный урок: у него есть будущее в космическом пространстве.

«До этого первого полета были обоснованные подозрения, что человек не создан для этой среды», – сказал Оберг. «И когда Гагарин ответил на этот вопрос, я думаю, все другие открытия в ходе любых других пилотируемых космических полетов – это уже детали. Своим поступком он ответил на самый сложный, самый грандиозный вопрос».