Африканский союз и турецкое правительство пытаются устроить прекращение огня в Ливии. Ливийский лидер Муаммар Каддафи уже дал зеленый свет предложению Африканского союза во главе с южно-африканским президентом Джейкобом Зумой (Jacob Zuma) на условиях того, что НАТО первой прекратит авиаудары. Повстанцы на востоке отвергли условия перемирия, не отказавшись от своего требования об отставке Каддафи. Тем временем силы НАТО подтвердили, что продолжат наносить авиаудары до тех пор, пока гражданам Ливии на востоке будет грозит опасность.
Очевидно, что переговоры о прекращении огня полны сложностей. Однако по мере того как тянется время, становится все вероятнее, что нынешняя тупиковая ситуация уступит место фактическому разделу между востоком и западом. Это, вероятно, не являет собой идеальный сценарий, по мнению многих, однако это позволит США избежать очередного дорогостоящего строительства демократического государства в исламском мире, позволив одновременно Каддафи остаться у власти, хоть и на слабых позициях.
Каждой стороне в конфликте – говорим мы о восточных повстанцах, силах Каддафи или силах НАТО, - предстоит столкнуться с серьезными дилеммами касательного того, как необходимо действовать в этой военной кампании.
Повстанцы на востоке дали понять, что они не согласны получить восток и уступить запад силам Каддафи. Проблема с повстанческими силами заключается в том, что они очень плохо тренированы и плохо оснащены. Если посмотреть на битвы, которые проходят в энергетически значимых районах Брега, Рас Лануф, Эз-Завия и порта Сидра, видно, как тяжело удается силам оппозиции оттеснять силы Каддафи. И чем больше войска Каддафи намеренно отступают в застроенные урбанистические районы на Западе, тем меньше вероятность того, что силы НАТО будут обеспечивать прикрытие с воздуха - из боязни причинить потери со стороны мирных жителей. Проще говоря, у повстанцев не хватает боевой мощи, чтобы продвинуться на запад к Триполи.
Тем временем силы Каддафи по-прежнему держат контроль над главными энергопродуцирующими регионами, которые располагаются вдоль разделительной линии страны и залива региона Сидра. Эти силы достигают аж Адждабии, которая располагается прямо под цитаделью повстанцев, городом Бенгази. Хотя танки Каддафи уничтожаются в результате натовских бомбардировок, его силы смогли опереться на гораздо менее ресурсоемкий и высокоподвижный гражданский автотранспорт для оттеснения повстанцев.
Силам Каддафи предстоят серьезные трудности с дозаправкой, пока натовские силы патрулируют море и небо над Ливией. В целом, в любых переговорах о перемирии Каддафи будет вести переговоры с относительной позиции силы. Даже если он сам будет уничтожен, кажется, существует достаточно лояльных и преданных ему сил, которые могут выступить и заявить свои права на контроль с запада.
Это, очевидно, ставит НАТО в очень сложное положение. Пока у сил Каддафи есть возможность отступать в очень плотно застроенные городские бастионы, альянсу будет очень непросто избегать риска случаев жертв со стороны гражданского населения. Это придает полковнику Каддафи бесспорную жизнеспособность. США, тем временем, предстоит столкнуться с гораздо более срочными стратегическими проблемами дальше на востоке, в регионе Персидского залива, где Иран выжидает в надежде заполнить собой вакуум власти в Ираке, пока американские силы покидают страну. С учетом этого Америка может смириться с мыслью о том, что кроме тупиковой ситуации в Ливии ничего добиться нельзя, и что заполнение вакуума власти в стране может принести гораздо больше забот, чем оно того стоит.