Когда Юрий Гагарин завершил первый пилотируемый полет в космос, между величайшими мировыми сверхдержавами возникло острейшее напряжение в и без того жесткой гонке за превосходство в космическом пространстве, что помогло Соединенным Штатам сфокусировать свою энергию на подготовке к полету на Луну, который состоялся в том же десятилетии.
Прошло пятьдесят лет, и когда российский премьер-министр Владимир Путин объявил, что его страна намерена расширить свою космическую программу, чтобы среди прочего создать базу на Луне в качестве площадки подскока для полетов на Марс, это вызвало весьма вялую реакцию в мире.
Такой контраст ярко свидетельствует о тех изменениях, которые произошли за полвека после гагаринского полета. Если раньше этапные достижения в освоении открытого космоса были одной из мощнейших движущих сил политики для двух самых сильных в мире держав, то сегодня космические исследования проводятся намного более медленно, постепенно и взвешенно.
Президент Барак Обама в прошлом году отменил американские планы возвращения на Луну, отдав предпочтение высадке на астероиде к 2025 году и полету на Марс спустя 10-20 лет после этого. Сроки существенно увеличились по сравнению с тем, за что выступали Джон Кеннеди и Никита Хрущев. В значительной мере современные космические исследования сегодня осуществляются столь же эффективно с использованием беспилотных станций-зондов и мощных телескопов, а не космических разведчиков из плоти и крови.
И дело не в отсутствии техники, способной отправлять людей далеко в космос. Дело просто в отсутствии воли, говорит преподаватель астрономии и астрофизики из Университета Британской Колумбии профессор Джейми Мэттьюс (Jaymie Matthews).
«Весь этот быстрый прогресс стимулировался не технологией, не наукой и не экономикой. Причиной была политика», - заявляет он.
Однако в расчетах Обамы экономика – или, по крайней мере, финансовое благоразумие – играет более весомую роль, чем политика. Сегодня, когда он возглавляет обремененное долгами государство и пытается вдохнуть новую жизнь в просевшую экономику, отправка людей в другие миры кажется не самым разумным способом траты долларов, которых так не хватает.
Еще одним признаком экономического прагматизма стало предложение Обамы о том, чтобы НАСА не создавало высокотехнологичное космическое оборудование нового поколения в одиночку, а больше полагалось на частный сектор в строительстве космических кораблей. При этом государство будет арендовать места на борту для своих астронавтов.
Доктор Мэттьюс полагает, что объявленная Обамой цель высадиться на астероиде имеет больше экономической ценности, нежели возвращение на Луну. В астероидах могут находиться драгоценные металлы, такие как титан и платина, и не исключено, что можно будет организовать их добычу.
Показателем того, как много изменилось с 1961 года, стало то, что после вывода американским космическим агентством из эксплуатации челноков «шатл» Соединенные Штаты будут арендовать места на российских кораблях «Союз» для переброски астронавтов на и с Международной космической станции, что обойдется им в 63 миллиона долларов на человека. США поступали так же после катастрофы корабля «Колумбия» в 2003 году.
У такой весьма практичной схемы работы есть свои противники.
«Россия согласилась дать нам много мест по фиксированной цене, но подняла ее, как только мы прекратили летать сами, - говорит бывший астронавт Марк Браун. – Меня очень беспокоит то, что мы вновь оказываемся в роли своеобразных заложников. Дело в том, что когда флот «шатлов» будет выведен из эксплуатации и превратится в экспонаты в разных музеях, они снова смогут назначать нам ту цену, какую захотят».
Но другие специалисты выражают надежду, что план Обамы по стимулированию частных компаний, которые будут зарабатывать деньги на продаже мест желающим полететь в космос платежеспособным пассажирам, в конечном итоге позволит сократить затраты на космические полеты.
«Тот Священный Грааль, на поиски которого мы хотели отправиться как нация, превратится в рутинные, надежные и регулярные полеты в космос, - говорит президент Аэрокосмического института Огайо Майкл Хейл (Michael Heil). – Именно этим занимаются частные компании. Они помогают снизить затраты на полеты в космос».
Конечно, космические исследования сегодня движет вперед не только прагматизм. Амбиции России, а также Китая, который публично объявил о своих планах полетов на Луну и на Марс, имеют больше отношения к самоутверждению на мировой арене, нежели к каким-то практическим задачам.
Кроме технических прорывов, обеспечивающих развитие космической гонки – компьютеров, например – есть и еще одна, намного более эфемерная причина, заставляющая людей выходить за пределы земного притяжения.
«Существует неосязаемый элемент вдохновения в том, что люди отправляются в космос, - говорит доктор Мэттьюс. – Вопрос сейчас стоит так: что сегодня может вдохновить молодежь?»