Польша не посылает в Северную Африку боевые самолеты F-16, она отправит туда Леха Валенсу. Польша поддержит перемены в регионе, обучая кадры «новой демократии» и экспортируя опыт трансформации.
Вчера глава МИД Польши Радослав Сикорский (Radosław Sikorski) принимал участие в заседании Международной контактной группы по Ливии, проходившем в столице Катара Дохе. Сегодня в Берлине пройдет встреча министров иностранных дел стран НАТО, главной темой которой вновь станут Северная Африка и Ливия.
В состав контактной группы входит 21 государство и пять международных организаций. Польша была избрана одним из пяти постоянных членов, т.е. стран, координирующих политику в отношении Ливии, и является единственным представителем своего региона в группе.
«Польша обладает уникальным опытом перехода от диктатуры к демократии. Ведь сейчас нужно ответить на вопрос: "Жасминовая революция прошла, а что теперь?"», - говорит один высокопоставленный дипломат.
У нас есть и другие преимущества: у Польши не было колоний и у нее нет существенных экономических интересов в регионе. А заниматься проблемой кризиса в арабских странах ей придется и так, поскольку с июля она примет председательство в ЕС.
На днях Польша направила своего высокопоставленного дипломата в столицу ливийских повстанцев Бенгази на переговоры с Национальным советом Ливии. Несколько стран, входящих в контактную группу, в частности, Франция, признало Совет легитимным органом власти. Польша - пока нет.
Относительно военной интервенции в Ливии польское правительство занимает скептическую позицию. «Конфликт уже перестал быть революцией снизу, а перерос в гражданскую войну. На политические столкновения наложились этнические. НАТО же встало на одну из сторон», - сказал Gazeta Wyborcza польский дипломат.
После отказа США от командования операцией авиационное наступление «исчерпало свои возможности», считают польские дипломаты. «Существует, например, проблема Мисураты, в которой обороняются повстанцы. Мандат ООН подразумевает защиту мирного населения. Так что следовало бы создать коридоры для эвакуации и зоны безопасности, что требует участия сухопутных войск. Но ни одна из стран или организаций не хочет отправлять туда солдат», - говорит один из дипломатов.
Более того, некоторые страны запрещают своей авиации атаковать наземные цели. Их самолеты «только усиливают парниковый эффект», - иронизируют работники МИД.
Также началась дискуссия на тему финансирования операции НАТО. Это беспокоит Польшу, т.к. может сократить фонды на расширение инфраструктуры альянса, в котором наша страна заинтересована.
И последнее возражение: НАТО не должно открывать новый фронт, в то время пока не закончена операция в Афганистане.
Что взамен? Гуманитарная помощь. Тунису польское правительство направит около 100 тысяч долларов. Как говорят в МИД, на Ливию мы потратим в несколько раз больше.
Однако в первую очередь - поддержка демократических изменений. «Радослав Сикорский объяснял на встречах министров, что Европа в Северной Африке не может выбирать между двумя вариантами: либо деспотия, либо хаос. Там нужно привить демократию», - рассказывает сотрудник МИД.
В марте в Тунисе, где 17 декабря началась жасминовая революция, побывала делегация наших дипломатов. Именно там Польша собирается сконцентрировать свою активность. 28 апреля в Тунис на три дня отправится миссия «отцов-основателей демократии» во главе с Лехом Валенсой. Их пригласил влиятельный еженедельник Réalités при поддержке МИД Туниса.
«Планируются дискуссии с представителями научных кругов, элитами, а также, например, открытые встречи с молодежью», - сообщает заместитель министра иностранных дел Кшиштоф Становский (Krzysztof Stanowski).
Валенса заявил, что поедет в Тунис «как революционер, который прошел через революцию». В состав делегации войдут также политики, экономисты и эксперты. Свою заинтересованность выразили, в частности, Александр Квасьневский (Aleksander Kwaśniewski) и Влодзимеж Чимошевич (Włodzimierz Cimoszewicz).
Польша готовит программу обучения (на месте и у себя) журналистов независимых издательств и будущих административных кадров. Пример: цикл тренингов для «чиновников на уровне глав департаментов», как действовать в конфликтных ситуациях. МИД хочет использовать компьютерную программу SENS, которая используется для подготовки польских чиновников. В Северной Африке Польша постарается использовать те же самые методы поддержки демократии, что и в Белоруссии.
«Когда тунисцев на международных форумах спрашивали, какая модель изменений их привлекает, они отвечали: польский "Круглый стол" и перемены в Турции», - рассказали нам в МИД.
Предложение помощи в проведении демократических перемен в Тунисе прокомментировал политолог, глава Фонда им. С. Батория Александр Смолар (Aleksander Smolar): «Идея направить в Тунис польскую миссию под предводительством Леха Валенсы – замечательная. Я не думаю, что Польша могла бы помочь Тунису в экономическом или юридическом плане, но мы можем помочь с тем, как разобраться с прошлым, выстраивать политическую систему или создавать неправительственные организации. Мы не собираемся никого поучать, мы хотим разговаривать. Речь не идет о том, чтобы Тунис принимал наши идеи, но чтобы он на основе нашего опыта создавал собственные. Такого рода контакты в этом регионе принимают хорошо, учитывая, что у Польши нет колониального наследия. Мы не вызываем такой аллергии, как некоторые другие европейские страны».