Это может быть последняя дикая и обширная местность, богатая природными ресурсами - нефтью и газом.
Однако теперь морозные моря Арктики открываются – и хранимое ими богатство тоже.
Мы получили уникальную возможность взглянуть на «Ямал», один из мощнейших российских ледоколов, а также один из редких кораблей в мире, способных прорываться сквозь толстый арктический плавучий лед.
А делает он это вот для чего: чтобы прочистить путь для других судов - так, чтобы они могли достичь ледяной Арктики.
В сопровождении ледоколов грузовые суда и нефтяные танкеры, пересекающие Арктику, могут срезать мили пути между Азией и Европой, экономя на топливе, а также существенно сокращая выброс углеродного газа.
Капитан «Ямала» рассказывает мне, что резкое увеличение числа морских перевозок связано с потенциалом Арктики.
Александр Лембрик, капитан ледокола «Ямал»: Да, мы наблюдаем увеличение транспортного потока. Все больше ходит транспортных судов из Европы через Берингов пролив в северную часть Тихого океана.
- Вас не беспокоит, что увеличение морского судоходства окажет разрушающее воздействие на экологию?
Александр Лембрик, капитан ледокола «Ямал»: Нельзя отрицать такой вероятности, однако если принять все необходимые меры предосторожности, этого можно избежать.
Глубоко внутри механического чрева корабля располагается водоочистительная станция и система отработки отходов.
Экипаж «Ямала» заверяет, что экологический ущерб от самого ледокола минимален.
Ледокол функционирует на атомной энергии, что означает низкий уровень выбросов углекислого газа, однако, разумеется, потому он может стать опасным источником загрязнения, если что-то пойдет не так – и это лишь один из множества парадоксов арктической экологии.
Взять, к примеру, проблему глобального потепления, вызванного парниковыми газами.
Считается, что они плавят полярные ледниковые покровы, делая воды Арктики еще более доступными для судоходства, сокращая время пути. Однако также они открывают регион для разработки его нефтяных и газовых ресурсов.
И по мере того, как трафик в Арктике растет, расти будет и необходимость в ледоколах, таких как Ямал.
И не только для расчистки пути – навигация в арктических водах может быть опасной. В январе там попали в ледяную ловушку несколько рыболовецких судов.
Освободил их именно ледокол типа «Ямал».
Увеличение числа грузовых кораблей и нефтяных танкеров усиливает беспокойство, говорит капитан Лембрик.
Александр Лембрик, капитан ледокола «Ямал»: Как правило, когда судоходство вдоль Северного морского пути организовано хорошо, чрезвычайных ситуаций не возникает. Суда могут попасть в сложные ситуации в том случае, если существуют ошибки в организации. В результате увеличения грузооборота морского транспорта помощь ледоколов понадобится большему числу кораблей.
По мнению критически настроенных наблюдателей, российский флот ледоколов форсирует разработку Арктики.
Однако без мощных судов типа «Ямал» эти морозные воды подвержены риску еще больше.