Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Четверть века с ливийским узлом

© AFP PHOTO/ROBERTO SCHMIDTливийский оппозиционер на фоне нефтяного завода в ливии
ливийский оппозиционер на фоне нефтяного завода в ливии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
15 апреля 1986 года США нанесли бомбовые удары по целям в Ливии по распоряжению президента Рейгана в отместку за гибель американцев в результате теракта, совершенного ливийскими агентами. Военной операции предшествовал ряд событий. После терактов с многочисленными жертвами в аэропортах Рима и Вены в декабре 1985 года, устроенных радикальными мусульманскими группами, Каддафи пообещал продолжить поддержку террористических групп.

15 апреля 1986 года США нанесли бомбовые удары по целям в Ливии по распоряжению президента Рейгана в отместку за гибель американцев в результате теракта, совершенного ливийскими агентами.

Военной операции под названием «Операция Каньон Эльдорадо» предшествовал ряд событий. После терактов с многочисленными жертвами в аэропортах Рима и Вены в декабре 1985 года, устроенных радикальными мусульманскими группами, ливийский лидер Муаммар Каддафи пообещал продолжить поддержку террористических групп в Западной Германии, Италии и Северной Ирландии как ответ на поддержку европейскими правительствами ливийских диссидентов. В марте 1986 года между США и Ливией произошел вооруженный инцидент в заливе Сидра в рамках многолетнего спора о международных границах в Средиземном море. 5 апреля агенты Каддафи устроили взрыв, в результате которого были убиты три человека и 229 ранены в западноберлинском ночном клубе, завсегдатаями которого были американские военнослужащие.

15 апреля 1986 года по распоряжению президента США Рональда Рейгана американские военные самолеты нанесли бомбовые удары по ряду военных и административных объектов в ливийских городах Триполи и Бенгази. В результате погибли 45 ливийских чиновников и военнослужащих, а также 15 гражданских лиц.

- Хорошо помню те дни, - рассказывает корреспонденту РС профессор университета Джорджа Мэйсона в Вирджинии политолог Марк Катц. - Оказавшись в Москве сразу после этой бомбардировки, я видел организованную тогдашними советскими властями демонстрацию протеста у американского посольства. Стоило немалого труда объяснить моим московским приятелям, почему США пошли на этот шаг. Администрация Рейгана решила нанести удар по Ливии, получив доказательства того, что Муаммар Каддафи отдал приказ взорвать дискотеку в Берлине, и сочла адекватным ответом бомбежку, в ходе которой, в частности, были ранены два сына Каддафи, а также убита некая полуторагодовалая девочка, которую ливийский лидер потом назвал своей дочерью. Думаю, после этого рейда американских ВВС Каддафи жаждал реванша – и осуществил его, приказав подорвать в воздухе американский пассажирский самолет, рухнувший у шотландской деревни Локерби в 1988 году. Этот теракт привел к усилению международной изоляции Каддафи. Мне лично до сих пор не совсем ясно, какого результата Соединенные Штаты добились, нанеся удары по Триполи и Бенгази. С другой стороны, несомненно, что после Локерби Каддафи стал менее активно поддерживать террористические организации.

- Есть ли, по-вашему, параллели между событиями 25-летней давности и нынешними?

- В 1986 году это была односторонняя акция США, которую отказались поддержать ряд наших крупных союзников в Европе. На этот раз мы видим большую международную сплоченность против Каддафи в лице Лиги арабских государств, Совета безопасности ООН. Союзники по НАТО в большей степени поддерживают нынешнюю миссию, хотя верно и то, что некоторые из них стоят в стороне. Интересно, что лидеры Британии и Франции с заметно большим энтузиазмом выступают против режима Каддафи и в поддержку повстанцев, чем администрация Обамы.

Тем временем состоявшаяся в Берлине встреча министров иностранных дел стран-членов НАТО дает повод американским экспертам делать сделать вывод о том, что внутри блока нет единства по ливийской стратегии. Франция и Великобритания активизировали бовые действия в Ливии в преддверии берлинской встречи, но само заседание, похоже, еще отчетливее высветило разногласия между Парижем и Лондоном, с одной стороны, и Соединенными Штатами и целым рядом их европейских союзников – с другой.

- Внутри НАТО усиливаются споры относительно темпов и масштабов ливийской кампании, - говорит сотрудник вашингтонского фонда «Наследие» Джеймс Филлипс. – Франция в первую очередь, а также Великобритания заявляют о необходимости резко увеличить число самолетов, задействованных в операции, в то время как другие союзники в целесообразности данного шага не уверены, и их точку зрения разделяет канадский генерал-лейтенант Шарль Бушар, который командует операцией НАТО в Ливии.

С тех пор, как США передали НАТО основные полномочия по ведению воздушной кампании в Ливии, авиация союзников нанесла лишь три удара по сухопутным силам Каддафи. Как отмечают эксперты, у французов и британцев не хватает штурмовой авиации, в том числе вертолетов, для точечного поражения бронетехники ливийского диктатора, которая была рассредоточена по населенным пунктам, где ее естественным образом прикрывает гражданское население.

- Однако, поскольку армия Каддафи все же рассредоточена, не дает ли это повстанцам шанс организовать серьезное контрнаступление?

- Формирования повстанцев сегодня – это не армия, а скорее партизанские отряды. Выбить силы Каддафи из городов они не смогут, даже если бы союзники заметно активизировали поддержку с воздуха и снабдили их большим количеством оружия. В целом боевые части Каддафи продолжают наносить повстанцам удары, от которых они терпят тяжелые потери, - говорит Дж. Филипс.

Чего добилась на сегодня авиация союзников, так это приостановки продвижения армии Каддафи на восток. В результате возникла патовая ситуация, которую, как считает эксперты, ни одна из сторон не сможет ощутимо изменить в свою пользу в ближайшие 6-9 месяцев, если, конечно, армия Каддафи не распадется из-за утраты боевого духа. Если этого не произойдет, то самым вероятным сценарием обозреватели считают де-факто территориальный раздел Ливии и размещение вдоль линии разъединения сил миротворцев Организации Объединенных Наций.