9 марта, за два дня до землетрясения, один американец выступил с серьезным предупреждением к Японии.
Этим человеком был Лео Боснер (Leo Bosner), бывший специалист по чрезвычайным ситуациям в Федеральном агентстве по чрезвычайным ситуациям (FEMA). Во время лекции в Йокогама-сити Боснер рассказал о трех факторах, необходимых для того, чтобы справляться с чрезвычайными ситуациями: «соответствующий персонал», «адекватный бюджет» и «сильное руководство». Закончил он выступление, заявив, что время от времени и Америка, и Япония сталкиваются с катастрофическими событиями, и он надеется, что его лекция могла бы как-то помочь, если такое событие произойдет.
Совет Боснера – это результат печального опыта времен его работы в FEMA.
В августе 2005 года ураган «Катрина» обернулся хаосом вдоль американского побережья Мексиканского залива. Несмотря на предупреждения специалистов, включая Боснера, первоначальная реакция федеральных служб, подобных FEMA, оказалась замедленной, результатом чего стали более тысячи погибших. Делая репортажи из Америки в то время, я был поражен, насколько сильно «избивали» FEMA в прессе, в то время как в Японии американское агентство считалось образцом организации, занимающейся разрешением чрезвычайных ситуаций. Теперь, послушав историю Боснера, я хорошо понимаю, что неудача FEMA тогда была неизбежной.
После террористических актов 11 сентября 2001 года президент Буш сделал борьбу с терроризмом приоритетной задачей даже по сравнению с подготовкой реагирования на чрезвычайные ситуации природного происхождения, и соответствующим образом распределял бюджет и личный состав. Как следствие, уровень подготовки FEMA ощутимо понизился, и агентство вообще было понижено в статусе и стало частью новообразованного Министерства внутренней безопасности. Майкл Браун (Michael D. Brown), юрист по образованию, был назначен руководить агентством благодаря своей дружбе с приближенным Буша. Другие руководящие посты были заняты «любителями», которые поддерживали президентскую кампанию Буша; один был тележурналистом, другой помощником. Экспертов по природным катастрофам отставили в сторону.
Объем тренировок персонала уменьшился, и не было сделано никаких замен, когда специалисты по наводнениям и ураганам начали уходить в знак протеста против перестановок, при которых не брался в расчет опыт. Как раз когда руководители начали беспокоиться в связи с их отсутствием, ударил ураган «Катрина».
Г-н Боснер также сказал:
«Разделение процессов подготовки к реагированию на акты терроризма и проявления стихийных бедствий было большой ошибкой. Подход общей угрозы, который принимает во внимание любые типы катастроф – вот что нам нужно. Правда, я не могу себе представить план, который является до такой степени фрагментированным, что даже сотрудники FEMA не могут понять, как он поможет при кризисе» (перевод цитаты).
Так каким же была чрезвычайная реакция кабинета премьер-министра Кана, если сравнить? Ну, возможно, пока еще делать окончательные выводы слишком рано, так как ядерная угроза сохраняется. Но сравнить в процессе вполне можно.
Начнем с того, что в Японии нет организации, эквивалентной FEMA. В 2009 году на выборах в нижнюю палату парламента Демократическая партия пообещала создать японский аналог такой службы, но теперь, когда они у власти, нет никаких признаков ведущейся дискуссии по этому предмету.
Вместо этого правительство создало сеть межправительственных организаций, включая Службу противодействия чрезвычайным ситуациям и Службу противодействия ядерным катастрофам. К сожалению, восприятие было крайне негативным. Гражданские служащие говорили, что это очень утомительно – применять «противодействие» к Службе противодействия, и порой я даже не могу понять, в каком заседании я участвую». Просто бросает в дрожь, когда думаешь, что это могут быть реальные мысли гражданских служащих, ответственных за практическое выполнение задач по борьбе с ядерными происшествиями и за усилия в плане помощи пострадавшим районам.
Когда речь заходит о «личном составе», «деньгах» и «руководстве», Боснер уверен, что руководство здесь – самое главное. В его первый день работы директор FEMA Джеймс Ли Уитт (James Lee Witt), который провел реформу агентства в 1990-е годы, обязательно приветствовал сотрудников у входа в штаб-квартиру FEMA. Проводя в течение шести месяцев заседания, на которых обсуждалось, что, по мнению младших сотрудников, может быть улучшено в организации, он установил доверительные отношения. Резким контрастом на этом фоне выглядит поведение премьер-министра, который громко ругает субординацию, вне зависимости от места и времени, что вызывает отвращение у многих талантливых и мотивированных гражданских служащих.
Профессор юриспруденции Сунсуке Мутаи (Shunsuke Mutai) из университета Канагава пригласил Боснера выступить приглашенным спикером. Профессор Мутаи, бывший руководитель по предотвращению катастроф в Агентстве пожарной безопасности, комментирует: «Я продолжаю обдумывать, что бы случилось, если бы землетрясение произошло в момент смены руководства (после японских выборов)».
Боснер говорит, что он также должен был провести встречу также в кабинете министров 11 марта, но причинам личного характера был вынужден отменить мероприятие в последний момент. Возможно, если бы оно состоялось, премьер-министр Кан прислушался бы к предложениям Боснера. Стыдно.