В нынешние неспокойные времена социально-политических потрясений в арабском мире положение в Латинской Америке характеризуется демократической стабильностью и экономическим ростом. 2011 год – время президентских выборов в пяти странах: они уже прошли в Гаити и Перу (первый раунд) и также должны состояться в Гватемале, Аргентине и Никарагуа.
Разумеется, нельзя обойти молчанием государственный переворот в Гондурасе 2009 года и попытку подрыва демократического строя в Эквадоре в 2010. Но в целом, можно отметить укрепление выборной демократии в качестве единственного законного средства прихода к власти.
Несмотря на ощутимые достижения в области развития демократии, в Латинской Америке все еще наблюдается ряд негативных явлений. Это прежде всего социальное неравенство между бедными и богатыми, между власть имущими и простыми людьми, малая степень участия населения в решении государственных дел, коррупция в чиновничьей среде, рост преступности и, как следствие, незащищенность граждан.
Для укрепления демократии в Латинской Америке необходимо провести тщательный анализ и выработать конкретные решения. Именно эту задачу мы поставили перед собой, когда, взяв в качестве точки отсчета основные задачи Программы развития ООН (ПРООН) и Организации американских государств (ОАГ), взялись за разработку доклада «Наша демократия». В этом деле нам оказало неоценимую поддержку правительство Испании, действовавшее через испанское Агентство международного содействия развитию (Agencia Española de Cooperación Internacional para el Desarrollo, AECID).
В докладе, который в пятницу 15 апреля будет представлен в Мадриде, анализируется развитие демократических процессов в 18 латиноамериканских странах и даются предложения по трем острейшим вопросам: государственное финансирование, усиление социальной сплоченности и укрепление безопасности граждан.
Нашему континенту необходимо придти к консенсусу по вопросу проведения налоговой реформы, которая бы обеспечила государству стабильные и справедливые доходы для удовлетворения социальных нужд. В Латинской Америке низкая собираемость налогов, а сама налоговая система весьма отсталая, основанная на сборе налогов с потребления и косвенных налогах.
Континент находится в большой зависимости от «легкодобываемых» ресурсов. Доходы, полученные не от налогообложением, а прежде всего от добычи и продажи сырья, составляют в среднем более четверти текущих поступлений финансовых средств. Точно так же косвенные налоговые поступления составляют 26% от общей суммы текущих доходов. Прямые доходы в Латинской Америке составляют в среднем всего лишь 17,7% от всех текущих поступлений. Государственные структуры не разработали эффективных механизмов сбора и использования бюджетных средств. Нам необходимы политические договоренности для того, чтобы реформировать налоговую структуру и улучшить технические процедуры сбора и эффективного использования налоговых средств.
Во-вторых, в Латинской Америке продолжают существовать экономическое и социальное неравенство (по классовому, национальному и территориальному признакам). Несмотря на значительный рост, отмеченный в последние годы, и достижения в области борьбы с бедностью, 10 из 15 стран с самым высоким уровнем неравенства в мире находятся в Латинской Америке, как говорится в первом Докладе по человеческому развитию ПРООН, посвященному странам Латинской Америки и Карибского бассейна. Таким образом, в качестве главной задачи ставится дальнейшая борьба с бедностью и уменьшение неравенства.
В-третьих, Латинская Америка должна дать достойный ответ проблеме обеспечения гражданской безопасности. На континенте отмечен самый высокий уровень по числу убийств, особенно в Центральной Америке и Мексике. Насилие проявляется в форме похищений, наркоторговли, организованной преступности, подростковых банд, продажи оружия и торговли людьми. В странах, где совершается наибольшее количество убийств, а также действуют вооруженные группы повстанцев и наркоторговцев, силы безопасности и, во все большей степени, армейские подразделения стремятся играть все возрастающую роль. Это может привести к тому, что вооруженные силы начнут заниматься решением вопросов, относящихся к сфере компетенции гражданских властей.
Необходимо преодолеть нынешнюю направленность дискуссий о проблемах обеспечения безопасности на континенте, которые зачастую сосредотачиваются, особенно в периоды предвыборных кампаний, на обещаниях решить все проблемы с помощью «твердой руки». Такой подход не предполагает эффективных и долгосрочных решений.
Растет согласие относительно необходимости комплексного подхода к задаче обеспечения безопасности, включая укрепление правоохранительных органов, совершенствование работы органов правосудия, большего вовлечения молодежи, а также ответственных действий средств массовой информации.
Оценивая перспективы развития, мы выражаем полную уверенность в том, что демократические процессы в странах Латинской Америки смогут достойно решить все эти немаловажные задачи. Развитие демократии не терпит промедления. В не столь далеком прошлом нашей главной задачей было восстановление демократии. Сегодня мы должны двигаться дальше и сосредоточить усилия на том, чтобы демократические процессы стали необратимыми и распространялись на всех граждан.
Эральдо Муньос – заместитель Генерального секретаря ООН, директор Программы развития ООН по странам Латинской Америки и Карибского бассейна.