Полвека назад первый человек вырвался из объятий земной гравитации и оказался в космосе.
Человечество, которое в общем-то медленно воспринимает инновации, сразу поняло эпохальное значение произошедшего. Сотни миллионов людей были взволнованы и поражены событием, случившимся 12 апреля 1961 года. Я помню, как в редакцию газеты, в которой я работал, приходили стихотворения, часто сочиненные людьми, которые никогда до того не писали. Один такой поэт, в экстазе от того, что человек покорил космос, восклицал: «Мы долетим до и Маркса, и до Венеры».
В наивной космологии еще с первой половины девятнадцатого века, когда резко были усовершенствованы телескопы, считалось, что Венера является пригодной для жизни. Об этом говорил ее озаряющий утренний свет. Но в последние полвека, с начала эпохи Гагарина, стало известно, что на Венере - удушающая двуокись углерода и раскаленная земля. Ни один космонавт на ней не остался бы.
Но, тем не менее, покорение других планет -давняя мечта человечества. Голландский физик и астроном Гюйгенс еще до 1695 года представил визит инопланетян. Создания с длинной шеей и выпученными глазами лишь отдаленно напоминали людей. Джордже Магарашевич, основатель "Летописи сербской матицы " писал до 1830 года прозу о прекрасном и радостном дне, когда из Вселенной придут гости. Ночь будет озарена.
Несмотря на то, что астрономы до сих пор не нашли ни одну планету вне Солнечной системы, мечта о заселении космоса все еще актуальна.
Современный поэт Лаза Лазич в своей новой книге "Шум листвы", говорит, что эта мечта неизбежна. Человек уничтожает собственную планету с таким упорством, что однажды человечество будет вынуждено переселиться в галактическое пространство. Вобще-то Лазич не катастрофист. Он скорее «космист».
Свои самые блестящие умственные достижения "космизм" получил как раз таки у народа Гагарина, у русских. Константин Эдуардович Циолковский мальчишкой ночами запускал в Калуге воздушных змеев с лампадками. Местные жители замирали от страха. Костя станет самым выдающимся в мире разработчиком и конструктором ракет. При помощи позднего поколения устройства Циолковского Юрий Гагарин побывает в космосе. Великого провидца на то время уже почти три десятилетия нет в живых.
Тот русский "космизм" был плодом работы более широкого круга мыслителей. В тридцатых годах двадцатого века, во время гонки вверх, к стратосфере на колоссальных воздушные шарах, советская наука и элита придавали большое значение тому, что когда-то было мечтой, а теперь стало реальностью. Весь народ был в трауре после катастрофы, а стратосферных летчиков сами лидеры страны провожали на вечный упокой, неся в руках их урны.
В октябре 1957 года из Москвы пришла новость о гигантских ракетах, произведенных в Советском Союзе. Через четыре года они взлетели с первым человеком в космос.
Но руский «космизм» - это не просто техническая дисциплина. Это характерно для культуры этого народа, философские размышления о запредельном.
Уже Циолковский говорил о цивилизациях, более развитых, чем земляне. Идея о полете в космос неизбежно породила вопрос о том, кого может встретить путешественник по Вселенной!
В ответ на это русские «космисты» дают концепцию (или фантазию) о существовании фантастичных цивилизаций во Вселенной.
Кардашев, Шкловский и Штернберг делят внеземные цивилизации на три типа:
Первый: тратит энергии сколько, сколько и мы, земляне.
Второй: использует и управляет всей мощностью излучения своей звезды.
Третий: имеет доступ к энергии, охватывающей излучение всей галактики.
И, наконец, сюрприз!
Не обязательно лететь к этим цивилизациям. Они могут через космические бездны посылать нам информацию на 100 000 книг. Эта информация проходила бы типичные межгалактические расстояния (от десяти миллиардов световых лет) всего за три секунды!
Это, похоже, немного жутко.