Со мной в студии - Иоанна Комолка. Добрый день. Поговорим о том, что сегодня российские прокуроры начинают свою работу в Польше. Связана эта работа, конечно, с расследованием смоленской трагедии. Что они хотят узнать? Зачем приехали?
ИОАННА КОМОЛКА, обозреватель телеканала TVN24: Приехали, прежде всего, чтобы изучить тот вопрос, который наше следствие изучило лучше всего и которым российская сторона еще совсем не занималась. Речь идет об организации вылета, но не только 10 апреля 2010 года, а также и предыдущих: 7 апреля и других. Они хотят узнать еще, как готовили польских летчиков и экипаж. Россияне до сих пор не имели доступа ко всем документам, касающимся обучения пилотов. Известно, что среди допрашиваемых есть бывший начальник по подготовке в ВВС Польши и, возможно, министр обороны.
Кстати, этот список, так сказать, - лотерея: сами россияне еще не знают, кто в нем. Там могут значиться ответственные непосредственно за организацию лица: сотрудники министерства обороны, министерства иностранных дел Польши, канцелярии премьер-министра и президента, возможно, Томаш Арабский. Но, как поясняют россияне, список с фамилиями им неизвестен, потому что в запросе о правовой помощи они просили о возможности допросить не конкретных людей, а лиц, исполняющих определенные функции. На основе запроса польские прокуроры подготовили список из 60 человек. Ну и сами допросы должны начаться уже сегодня.
Будут ли на допросах наши прокуроры?
ИОАННА КОМОЛКА: Прежде всего, допросы будут вести они.
Это как в Москве было: мы задаем вопросы, а вы слушаете?
ИОАННА КОМОЛКА: Похожая ситуация. Вести допросы будут двое польских прокуроров, но россияне смогут задавать вопросы. То есть все так же, как это было, когда в Москву приезжали наши следователи.
На каком этапе российское следствие?
ИОАННА КОМОЛКА: Официально об этом никто не говорит. Судя по неофициальной информации из российских СМИ (представители Следственного комитета очень скупы на комментарии), расследование может закончиться до конца этого года. Но это очень оптимистичные оценки. Если же это так, то российская сторона преуспела больше нас, потому что у нас говорят о том, что следствие, вероятно, продлится год или даже дольше. Сейчас на повестке - вопрос об организации полета Качиньского, хотя прокуратура у нас его уже расследовала, но планируются снова изучение документации, повторные допросы отдельных людей, поэтому следствие в Польше может еще затянуться.
Российские следователи изучили всеми возможными способами обломки самолета, поэтому теперь занимаются только проблемой организации рейса?
ИОАННА КОМОЛКА: Мне известно, что обломки изучили специалисты Следственного комитета. Но я думаю, и об этом россияне сами говорили в самом начале следствия, что они будут работать сразу в нескольких направлениях. Есть группа прокуроров, которая занимается только техническими вопросами, и отдельно группа, изучающая другие аспекты дела.
Иоанна Комолка. Спасибо тебе, сегодня к такой работе приступают в Польше российские прокуроры, и мы будем вам рассказывать об этом в течение дня.
Перевод выполнен ИноТВ.