Существует возможность найти «продуктивное решение» российско-грузинского спора, связанного с ВТО, обеспечив прозрачность пограничных пунктах в отколовшихся регионах, но не размещая в них грузинских таможенников, заявил 15 апреля высокопоставленный представитель Белого дома.
Как было объявлено в понедельник, грузинская и российская делегации должны встретиться в Берне 28-29 апреля для нового раунда проходящих при посредничестве Швейцарии переговоров.
По итогам прошлого раунда, состоявшегося в марте и ставшего первым после августовской войны 2008 года, Россия обвинила Грузию в том, что та «политизирует» переговоры по ВТО, требуя допустить своих таможенников на пограничные пункты на границах сепаратистских Абхазии и Южной Осетии с Россией. Грузия в свою очередь заявила, что, обсуждая вступление России в ВТО, она не смешивает политические и торговые вопросы, и что ее требования имеют отношение к торговле и к прозрачности передвижения товаров через границу.
Выступая в вашингтонском Институте международной экономики имени Петерсона (Peterson Institute for International Economics) Майкл Макфол (Michael McFaul), специальный помощник президента Барака Обамы и старший директор Совета национальной безопасности по проблемам России и Евразии, заявил, что США не выступают в качестве посредника, но активно способствуют контактам между Тбилиси и Москвой по связанным с ВТО вопросам. Он даже добавил, что «президент Обама лично в этом участвовал».
Он подчеркнул, что присоединение России к ВТО в национальных интересах США, назвав это «ключевым приоритетом» двусторонних отношений.
По оценке Института международной экономики имени Петерсона, после вступления России в ВТО объем экспорта в Россию американских товаров может удвоиться и достигнуть 19 миллиардов долларов.
При этом Макфол отметил, что США не собираются «давить» на Грузию в вопросе о приеме России в ВТО и что Вашингтон ясно дал Москве это понять.
«Мы также говорим грузинскому правительству: это [переговоры с Россией по ВТО] – не механизм для решения ваших политических проблем с Россией. Мы это категорически подчеркиваем », - добавил Макфол.
На вопрос о том, будет ли Вашингтон подталкивать Грузию согласиться со вступлением России в организацию, если Москва пустит грузинские продукты обратно на свой рынок, Макфол ответил, что он не считает проблему эмбарго ключевой и что она «в конечном счете» будет решена. «Меня это не беспокоит», - заявил он.
«Важнее фундаментальный вопрос о границах», - добавил помощник президента.
По его словам, «это очень необычная ситуация», которую нельзя игнорировать. Грузия хочет получать информацию о ввозе и вывозе товаров в отколовшиеся регионы и из них – в том числе в направлении основной части Грузии.
«Оправдано ставить этот вопрос на переговорах по ВТО или нет, это все равно вопрос, связанный с экономикой», - подчеркнул он.
«Мы считаем, что существует продуктивное решение, не требующее размещения таможенников [в Абхазии и Южной Осетии на границах с Россией]... На наш взгляд, есть способ повысить прозрачность и увеличить приток информации о том, какие товары пересекают границу, - заявил Макфол. – Кстати, российское правительство утверждает, что оно за прозрачность. Оно хочет повысить прозрачность».
Сославшись на продолжающиеся переговоры между Россией и Грузией, он отказался сообщить подробности этого «продуктивного решения».
В Тбилиси выдвигались идеи предложить Москве «компромиссный выход», подразумевающий размещение европейских наблюдателей в Абхазии и Южной Осетии на границах с Россией. Эта модель была опробована Миссией ЕС по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM). Однако, как писала в марте российская газета «Коммерсант» со ссылкой на неназванный высокопоставленный источник в российском Министерстве иностранных дел, этот вариант также не считается реальным.
Заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе заявила 19 апреля, что США ни в коем случае не будут давить на Грузию, чтобы ускорить вступление России в ВТО.
«Мы понимаем, что принять Россию в ВТО в интересах Соединенных Штатов и ряда других западных стран, однако наши партнеры также понимают оправданность наших требований [к России]», - подчеркнула она.
«Членство в ВТО – не политический вопрос. Успех переговоров и вступление России в организацию в наших интересах. Однако, как вы знаете, у нас есть ряд требований, напрямую связанных с требованиями ВТО и абсолютно ни имеющих политической природы», - добавила Каландадзе.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил в марте, что, если Грузия продолжит настаивать на своих «политизированных» требованиях, Москва попробует решить вопрос со вступлением в ВТО «другим способом». Он имел в виду возможность голосования в ВТО вместо консенсуса. Однако Майкл Макфол заметил, что США не одобряют такой вариант, так как он не предусматривает разрешения спора.