Белград, Загреб - Заявление бывшей пресс-аташе Гаагского трибунала Флоренс Хартман о том, что "западные страны не хотели, чтобы Готовина был осужден", высказывания бывшего посла США в Хорватии Питера Гэлбрейта по поводу того, что операция «Буря» не была этнической чисткой, и мнение некоторых кругов в Загребе, что Вашингтон Хорватии ближе, чем Европейский союз, поднимают вопрос о том, заинтересован ли в отмене приговора, который подтверждает, что в 1995 году Франьо Туджман в Краине организовал преступную акцию, еще кто-то, кроме Хорватии.
Хотя Хартман и утверждает, что никакого давления на суд не было, она заявила, что «супер-державы по-прежнему считают, что те, кто участвует в войнах на своей территории, не должны отвечать за содеянное». Гэлбрейт сказал, что сербы бежали из Краины прежде, чем туда пришла хорватская армия, и, следовательно, не было никаких этнических чисток. С другой стороны, он заявил, что Вашингтон одобрил военную операцию, но не такую, которая была бы направлена на уничтожение сербов, в то время как Туджман проигнорировал указание защитить мирное население.
«В вопросе операции «Буря» Хорватии ближе всего Америка, чьи генералы разработали план войны и чья электроника нейтрализовала центры ПВО в бывшей Республике Сербской Краине. Питер Гэлбрейт в какой-то степени покрывал операцию, а Вашингтон буквально вынудил Туджмана и Изетбеговича создать военную коалицию. У Америки были и есть стратегические интересы в Хорватии, что подтверждает наличие ее баз на хорватских островах», - сказал Danas Владислав Йованович, министр иностранных дел бывшей Союзной Республики Югославии.
Йованович говорит, что утверждая, что «Буря» не была этнической чисткой, Питер Гэлбрейт "минимизировал до нуля" соглашение Туджмана, Шушка и генералов на Брионах, в соответствии с которым, как выяснил трибунал, установлено, что военная акция должна вызвать исход гражданских лиц. Он считает, что американское давление на суд "было и остается", независимо от того, что последний приговор « вынесен вопреки ее позиции".
«Насколько сильно влияние Вашингтона покажет апелляция. Когда Хорватия отказывалась выдавать Блашкича, США гарантировали ей судебное разбирательство в течение двух-трех месяцев. Кроме того, Wikileaks объявил, что кто-то из Гааги отправлял информацию посольству США. В ряде случаев выяснилось, что это влияние существует», - сказал Йованович. Хорватия, по его словам, безусловно, больше всего расчитывает на поддержку Америки, а Германия из-за этого соблюдает с Загребом небольшую дистанцию.
«В организации «Бури» ведущую роль играли Туджман и тогдашний министр обороны Хорватии Гойко Шушак, а значительную роль, хотя никогда так и не объясненную до конца, имел Джон Галвин - командующий в то время южным крылом НАТО и один из руководителей американской компании «Военные профессиональные ресурсы», которая позже появилась в Косове», - напоминает Предраг Симич, преподаватель факультета политических наук.
Обучение хорватских сил накануне операции «Буря» организовал генерал Карл Воно, также из Военных профессиональных ресурсов. Учения в Шепурине возле Задара, в которых принимали участие и французские легионеры, было организовано с одобрения правительства США. Полковник в отставке хорватской армии, а в настоящее время депутат Енте Котроманович говорит, что в Шепурине была создана кадетская школа, где ковались офицерские кадры.
«Буря» была совместной операцией хорватских и мусульманских сил под влиянием Соединенных Штатов, говорит Предраг Симич в интервью Danas и напоминает, что наступление началось с бомбардировок аэропорта Удбине при поддержке НАТО и американских войск, которые обезвредили армию бывшей РСК. На вопрос, является ли отношение Вашингтона к «Буре» вопросом минувших дней, Симич ответил, что в 1995 году президентом США был Билл Клинтон, а сегодня его жена занимает должность госсекретаря.
«Питер Гэлбрейт, которого в Хорватии называли Пера, попрощался с дипломатической карьерой после того, как выяснилось, что он организовал контрабанду иранского оружия в Хорватию, когда вступило в силу эмбарго на поставки оружия. У Гойко Шушака была значительная поддержка Соединенных Штатов. Они определенно были верхушкой айсберга, поскольку в военные оборудования были вовлечены многие люди. Несмотря на то, что прошло много времени, ясно, что они бы не вышли сухими из воды, даже если бы вся военная операция была отменена», - считает Симич.
Томислав Калушки, обозреватель портала index.hr, заявил Danas, что часть хорватской общественности считает Америку большим другом Хорватии, чем ЕС.
«Многие накануне приговора возлагали надежды на Соединенные Штаты Америки, потому как они поддержали «Бурю». Так думали до приговора генералам, а потом стали говорить, что Америка предала Хорватию. Причины следует искать в том, что посольство США в Хорватии сообщило, что Вашингтон поддержал «Бурю», но не преступления. Аналогичное мнение высказал и Питер Гэлбрейт», - рассказал Калушки.
Он считает, что в Хорватии нет мощных антиамериканских либо антиевропейских настроений, но что для многих выгодно создание такого мнения - для ветеранов войны, ХДС и "тем, кто выдал Готовину".
«Когда нас ударят по лбу, меняется настроение. Реакции после вынесения приговора -это хороший способ отвлечь внимание от реальных проблем - дорогого бензина, зарплат, которых нет, и многого другого. Страсти уже утихают, так как у хорватов есть проблемы гораздо серьезнее, чем Готовина», – говорит Калушки.