Нет доказательств того, что на экипаж президентского самолета оказывалось давление. Мы начинаем программу Fakty с последних новостей из военной прокуратуры, которая расследует смоленскую катастрофу. Изученные материалы не подтверждают версию о том, что катастрофа произошла в результате какого-либо давления на экипаж. А об оказании давления на пилотов, напомним, четко говорится в российском отчете МАК. Конец ли это старых или начало новых спекуляций вокруг причин трагедии? Об этом Дариуш Просецкий.
Больше всех о последних минутах полета могли бы рассказать польские специалисты. Они, изучая записи «черных ящиков», обязаны хранить молчание. Это они в подробностях знают, что происходило в кабине пилотов во время взлета, полета и попытки приземления в Смоленске. А сегодня своими выводами по этому поводу делятся следователи.
ЗБИГНЕВ ЖЕПА, пресс-секретарь Главной военной прокуратуры: Собранные на сегодня материалы не говорят о том, что катастрофа произошла вследствие какого-либо давления на экипаж Ту-154М.
Правда, военные прокуроры предупреждают, что выводы предварительные, а сегодняшнее их заявление не означает, что вопрос о давлении на экипаж полностью изучен и не подтвердился.
ЗБИГНЕВ ЖЕПА: Мы продолжаем собирать материалы - и, возможно, какой-нибудь материал повернет дело иначе.
Потому что продолжаются допросы. Следователи ожидают новые документы из России. По-прежнему нет полной фоноскопической экспертизы, поскольку у польских специалистов нет доступа к «черным ящикам» и оригиналам записей. Все это находится в распоряжении российской прокуратуры.
АНДЖЕЙ СЕРЕМЕТ, генеральный прокурор Польши: Завтра я намерен встретиться с премьер-министром Туском и рассказать ему об определенных ожиданиях, связанных с определенными задержками в реализации запросов к российской стороне.
На экипаж Ту-154М оказывалось давление - это по-прежнему одна из версий расследуемых прокуратурой причин трагедии. А также, кроме действий третьих лиц, поведение экипажа, техническое состояние самолета, организация и обеспечение безопасности полета. Версию о теракте исключили несколько недель назад.
ИРЕНЕУШ ШЕЛЁНГ, представитель Военной окружной прокуратуры в Варшаве (запись от 1 апреля 2011 года): Нет никаких оснований считать, что катастрофа была результатом действий террористического характера.
Прокуроры утверждают, что, расследуя версию о теракте, проверили все материалы. Хотя, что касается версии об оказании давления на экипаж, не исключают, что могут вновь приступить к изучению этого вопроса. Здесь важным элементом станет экспертиза остова самолета. Но неизвестно, когда Польше удастся его получить. Зато точно известно, к каким вопросам прокуроры возвращаться не будут. Например, к разговору генерала Бласика, начальника ВВС Польши, с капитаном экипажа на аэродроме до вылета. По словам следователей, между ними не было никакой ссоры.
РАФАЛ РОГАЛЬСКИЙ, представитель нескольких семей жертв смоленской катастрофы: Нет никаких доказательств, подтверждающих, что на экипаж Ту-154М оказывалось какое-либо давление. И прежде всего, я здесь имею в виду господина генерала Бласика.
Представитель нескольких семей жертв смоленской катастрофы, как и политики из партии «Право и справедливость», не скрывает удовлетворения от сегодняшнего заявления прокуратуры. Сегодня же появилась информация, что, кроме генерала Бласика, который находился в кабине пилотов, на экипаж оказывал давление сам Лех Качиньский.
ТАДЕУШ ЦЫМАНЬСКИЙ, член Европейского парламента от Польши, партия «Право и справедливость»: Уже звучали приговоры, заявления самые разные, которые вредили не только правде, но и доброму имени.
ПАВЕЛ ОЛЬШЕВСКИЙ, член партии «Гражданская платформа»: Мы должны дождаться окончательного заключения прокуратуры, которая занимается всеми версиями: начиная с теории заговора, то есть версии о теракте, и заканчивая другими.
На сегодня следователи допросили несколько десятков человек. Среди них - солдаты, пилоты правительственного спецполка и офицеры Бюро охраны правительства. Политики из партии «Право и справедливость» добиваются наиболее скорого исследования остова самолета, особенно на предмет теракта.
Перевод выполнен ИноТВ.