Новая стратегия «политической перезагрузки» Соединенных Штатов, которая должна была бы пересмотреть отношения между двумя государствами (США-Россия) идет вперед ни шатко ни валко и сталкивается с проблемами политического характера, которые препятствуют ее действительному продвижению. После двадцати лет исключительно сложных отношений между Москвой и Вашингтоном, которые достигли своего исторического минимума в августе 2008 года после военного вмешательства России в Грузию, президент Обама решил порвать с прошлым и наверстать потерянное время. Обама попытался преодолеть все накопившиеся трудности с помощью поспешной и упрощенной формулы «перезагрузки отношений», которая сразу же вызвала скептицизм среди политиков.
Эта политика должна была быть нацелена на нормализацию двусторонних отношений между двумя ядерными супердержавами. Предполагаемое улучшение отношений должно было послужить стимулом для решения в основном двух или трех жизненно важных вопросов: необходимо было пересмотреть договор по сокращению стратегических вооружений СНВ и помочь аномальной экономике России войти в ВТО (Всемирную торговую организацию). Членство в ВТО — это цель, которую русские тщетно пытаются достигнуть в течение более пятнадцати лет. Хотя договор СНВ был пересмотрен и вступил в действие с февраля 2011 года, но достигнуть этого было очень трудно, пришлось преодолеть множество политических препятствий. Не раз переговоры оказывались на грани срыва.
Если пристально проследить за ходом событий, то обнаруживается, что наиболее существенным препятствием для действительного развертывания процесса «перезагрузки отношений» является грузинский вопрос. Официально США вместе со странами-членами НАТО, Евросоюза и ООН (за исключением России, Венесуэлы и Науру) признают территориальную целостность Грузии, вступая, таким образом, в резкое противоречие с позицией России. Этот тип политического противостояния хорошо всем известен, но недавно высшие чиновники Государственного департамента США и Белого дома (Майкл Макфол) открыто признали, что по теме Грузии обнаруживается не только расхождение во взглядах, но она является поводом для политического сопоставления, обсуждаемого двумя странами.
Возвращаясь к теме ВТО, напомним, что, чтобы войти во Всемирную торговую организацию, страна-претендент должна сначала решить все спорные экономические и таможенные вопросы с каждым членом этой организации (если такие расхождения существуют) и сделать свои границы прозрачными и соответствующими международным стандартам. Американский дипломат сообщает, что Россия попросила включить Грузию, поскольку она является членом организации, в пакет переговоров США - Россия по приему в ВТО, попытавшись таким образом избежать прямых переговоров с правительством Тбилиси. Согласно Макфолу, Вашингтон отказался от такого подхода, предложив Москве сесть за стол переговоров с грузинами и разрешить все спорные вопросы напрямую. Даже если в теории США в состоянии повлиять на грузинскую политику, они избегают любой попытки прибегнуть к убеждению и оставляют российское правительство один на один с Тбилиси. Здесь ситуация становится еще более сложной, поскольку Россия, в отличие от всего остального мира, не признает территориальной целостности Грузии, что на практике делает невозможным соглашение по таможенным вопросам. Трудно понять, в какую игру на самом деле играет Вашингтон, но несмотря ни на что, кажется, ему удается уверить грузинское правительство в том, что ничего не может быть решено или согласовано с Россией ценой принесения в жертву Грузии и ее национальных интересов.
Грузинский вопрос остается ключевым препятствием, из-за чего «политическая перезагрузка» не может принести ожидаемые плоды. Конечно, проблемы касаются не только вступления в ВТО, но и военного сотрудничества. США вместе со странами Западной Европы хотели бы сближения России с Североатлантическим альянсом, но это опять-таки невозможно из-за Грузии. Соединенные Штаты и огромное большинство стран-членов НАТО активно поддерживают присоединение Грузии к НАТО, вызывая дальнейшую негативную реакцию со стороны российского правительства. Правда заключается в том, что до тех пор, пока между двумя гигантами существуют геополитические разногласия, по которым ни одна сторона не готова уступить (по крайней мере, в настоящий момент), политическая перезагрузка обречена на преждевременную смерть.