Состоявшийся 14 апреля саммит БРИКС стал третьей официальной встречей лидеров этой неоднородной организации стран с развивающейся рыночной экономикой. Собравшиеся в китайском городе Санья руководители продемонстрировали, что их группа государств намерена выступать как неформальный политический блок, когда позволяют международные условия. Пять стран, включая нового члена Южную Африку, открыто осудили НАТО за войну против Ливии. Подчеркнув дефицит международной поддержки ливийской войне за пределами Европы, Северной Америки и некоторых частей арабского мира, эти ведущие страны с трех континентов осудили применение силы в Ливии и подтвердили, что Бразилия, Индия, Россия, и Китай, воздержавшиеся при голосовании в Совете Безопасности ООН, по сути дела, выразили вотум недоверия предложенной странами Запада интервенции.
Эти четыре крупные экономические державы составляют постоянно растущую долю в мировой экономике. Их открытая оппозиция ливийской войне сигнализирует о том, что применение силы странами Запада будет наталкиваться на усиливающееся сопротивление со стороны этих государств, проявляющееся в разных формах. Несмотря на то, что Соединенные Штаты Америки часто заявляют о своем непризнании «сфер влияния» в мире, появление важных региональных держав в тех частях света, которые не охватывает Запад, означает, что такие сферы все же получат распространение.
Блок БРИКС не намерен выступать как надежная коалиция стран по противодействию каждой западной инициативе. Безусловно, он не превращается в какой-то неформальный межгосударственный альянс. Это по-прежнему в основе своей случайное объединение государств на основе их статуса стран с формирующимся рынком. Различия между этими странами столь же значительны, как и их общие интересы. Тем не менее, несмотря на имеющееся между ними соперничество, присутствовавшие на саммите БРИКС крупные страны-члены свидетельствуют о том, что в будущем региональные державы будут более влиятельны. Попытки США создать противовес этим региональным державам через формирование альянсов либо напрямую будут сталкиваться со все более упорным сопротивлением. Поскольку все страны-члены БРИКС заинтересованы в отстаивании своего регионального влияния, они найдут общую цель, которая будет состоять в сопротивлении американской и западноевропейской политике демонстрации силы в регионах влияния государств БРИКС.
С практической точки зрения БРИКС предлагает источники инвестиций и торговли тем развивающимся и развитым странам, которые составляют существенную конкуренцию Америке и Европе. Чем больше станет укрепляться их интеграция с крупными экономиками Европы и Азии, тем меньше шансов на то, что находящиеся в союзе с США страны будут надежными противниками политики БРИКС. А это означает, что Соединенные Штаты часто будут сталкиваться с необходимостью поиска баланса в отношениях с этими государствами, получая все меньше и меньше поддержки из каждого региона. Вопреки всем этим разговорам о «разделе бремени» и о «балансе зарубежных усилий», которые возникли в связи с провальной ливийской авантюрой, кризис в Ливии показал, насколько не заинтересованы многие союзники США в следовании американскому примеру вмешательства в иностранные конфликты, а также насколько другие страны неспособны брать на себя функции Соединенных Штатов, когда дело доходит до применения силы.
Поскольку многие традиционные союзники США становятся все более зрелыми демократическими державами, они начинают все чаще проводить более самостоятельную политику, общая тенденция которой будет состоять в сближении позиций с членами БРИКС. Хорошо известно, что Германия с сомнением и опаской относится к продолжению расширения НАТО. А неспособность Североатлантического альянса приступить к следующему раунду своей экспансии, вопреки настойчивым заявлениям Грузии о приоритетном стремлении к вступлению, во многом объясняется нежеланием Германии портить отношения с Россией. Правительство бывшего премьер-министра Японии Хатоямы оказалось недолговечным и потерпело неудачу, но предложенная им политическая логика углубления интеграции Восточной Азии по-прежнему сохраняет свою притягательность. После катастрофы с землетрясением и цунами у Японии в будущем возникнет еще большая потребность в укреплении экономических связей с материком. А турецкая внешняя политика «нулевых проблем с соседями» уже привела к наращиванию отношений со всеми восточными соседями Турции и с Россией.
В то время как традиционные союзники США улучшают отношения со своими соседями, Соединенные Штаты делают все, чтобы оттолкнуть этих союзников от себя. Администрация Обамы отказалась от турецких предложений о посредничестве по Ирану. Пентагон запугивает Японию, пытаясь сохранить свои базы на Окинаве. У Вашингтона ухудшились отношения с Германией из-за совершенно постороннего ливийского конфликта. Все эти действия не диктовались необходимостью, и все они показывают, что нынешняя администрация оценивает меняющуюся международную ситуацию далеко не столь правильно, как ей кажется. В целом Обама продолжает политику, инициированную в начале правления Буша, хотя сейчас мир проявляет к такой политике гораздо меньше терпимости. В результате те традиционные союзники, от которых США не могут ждать согласия с их важнейшими целями, отдаляются от Вашингтона из-за проводимой им устаревшей и ошибочной политики.
По отдельности у всех представленных в Санье государств в целом неплохие и постоянно улучшающиеся отношения с Соединенными Штатами. Что касается российско-американских отношений, то на пути их развития нет никаких видимых и непосредственных преград. Но пока США будут проводить политику создания противовеса странам БРИКС в их соответствующих регионах, интересы БРИКС и Соединенных Штатов будут вступать в конфликт намного чаще, чем следует.