Вот уже несколько месяцев экономисты, работающие в международных организациях, говорят о том, что различные мировые экономики развиваются двумя разными темпами. Развивающийся мир, во главе которого стоят Китай и Индия, характеризуется высокими темпами роста, потребляет все большее количество сырья и продовольствия, а его финансовые системы никогда не подвергались воздействию кризиса.
Промышленно развитому миру, лидером которого являются США и европейские страны, удалось сдержать спад производства и вновь вернуться к экономическому росту, но медленными темпами, с высоким уровнем безработицы и серьезными проблемами в области государственных финансов и внешней торговли.
Отталкиваясь от данного положения, эксперты Межамериканского банка развития (Banco Interamericano de Desarrollo, BID) отметили недавно, что в Латинской Америке образовались два блока стран, в которых наблюдаются те же тенденции развития мировой экономики. Возглавляют эти две группы стран Бразилия и Мексика. И если первая группа характеризуется динамичным развитием, то во второй наблюдается застой. Наряду с большим количеством стран Южной Америки Бразилия сумела воспользоваться возросшим спросом со стороны азиатских стран и стала усиленно развивать торговые связи с Китаем, Индией и Россией. А вот экспортные поставки Мексики и стран Центральной Америки по-прежнему сориентированы на США, несмотря на отсутствие там динамичного роста промышленного производства.
Этот постулат постепенно распространяется на весь мир. Новизна заключается в том, что Международный валютный фонд (МВФ) и международные банки начинают проявлять беспокойство в связи с высокими темпами экономического роста бразильской группы стран.
Они говорят о перегреве их экономик и что им необходимо притормозить развитие до того, как успех обернется неудачей. Эти заявления основываются на мысли о том, что рост цен на продовольствие и сырьевые продукты продержится недолго, и продукты эти содержат мало прибавочной стоимости.
Они говорят о своей обеспокоенности в связи с быстрым ростом объема выдаваемых кредитов, причем в первую очередь среди малообеспеченных слоев населения. Их также беспокоит, что финансовые потоки, которые они направляли в Латинскую Америку, неожиданно стали исчезать и, возможно, попадают туда, откуда нет возврата. Исходя из этого, МВФ заявил, что странам Латинской Америки следовало бы разработать и предпринять меры по контролю за финансовыми потоками.
На первый взгляд подобное заявление кажется безумным, однако в действительности таковым оно перестает быть, как только мы начинаем понимать, что в действительности мировые финансовые круги предлагают им замедлить свое экономическое развитие. Как явствует из их предложений, подобное замедление следует проводить в жизнь путем сокращения государственных расходов и кредитов, выдаваемых государственными банками. Результатом осуществления данных мер станет то, что в скором времени правительства стран перестанут проводить в жизнь экономическую программу, нацеленную на удовлетворение частного спроса, в первую очередь малообеспеченных семей, чтобы укрепить внутренний рынок и превратить его в ключевой фактор экономического развития.
Так что тезис о перегреве экономики, который обычно ассоциируется с истощением всех промышленных ресурсов, используется для обсуждения целесообразности вмешательства государства. Традиционные тезисы при этом не отвергаются, а лишь приобретают несколько иную формулировку в свете новой экономической реальности, в которой главная роль принадлежит государствам, активно участвующим в управлении экономикой.
Как сказал бывший президент Бразилии Лула да Силва на совещании руководителей банков в Акапулько, некоторые основные положения нынешней экономической теории являются не более, чем мифом, который был развеян опытом Бразилии, а также Китая и Индии.
Сейчас не время для того, чтобы пытаться сдержать экономическое развитие некоторых латиноамериканских стран. Наоборот, следует использовать их динамичное развитие для того, чтобы создать обширный, устойчивый и диверсифицированный внутренний рынок. И этого можно добиться лишь на пути увеличения реальных доходов большинства населения. Подобное увеличение произойдет только при условии, если правительства предпримут решительные меры для достижения этой цели. Именно таким должен быть вклад правительств, которые прилагают усилия для успешного развития своей экономики и строительства будущего своих стран, даже если это вызывает обеспокоенность у МВФ и западных экономистов.