Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мир после Усамы бин Ладена

Мать бен Ладена: Усама слишком хороший, чтобы сказать то, что записано на видео picture
Мать бен Ладена: Усама слишком хороший, чтобы сказать то, что записано на видео picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Убийство Усамы бин Ладена - это самый важный успех Соединенных Штатов в их войне против «Аль-Каиды». Но что это значит в перспективе войны в Афганистане, Арабской весны и политического будущего Барака Обамы?

 

Президент Обама только что объявил, что Соединенные Штаты убили Усаму бин Ладена сегодня в Абботтабаде (Пакистан) и изъяли его тело. Прошло девять лет и семь месяцев, как Усама организовал 9/11, и вот американская команда, наконец, убила его. Его тело находится у американцев. Это не только месть, но и устрашение, это также означает, что бин Ладен не будет больше убивать американцев. Это самый важный успех Соединенных Штатов в их войне против «Аль-Каиды».

 

Так что же это означает? Во-первых, это хорошо для репутации Соединенных Штатов Америки, ее власти и влияния, что мы, наконец, достали бин Ладена. Способность бин Ладена ускользать от США и его кажущаяся безнаказанность питали среди части исламистов образ США как «бумажного тигра», что вдохновляло экстремистов. Бин Ладен сам однажды сказал, что люди делают ставку на сильную лошадь, лошадь, которая победит, и его убийство показывает, что именно Соединенные Штаты та лошадь, на которую стоит делать ставку. Кроме того, это посылает сигнал, что вы связались с Америкой на свой страх и риск, и террористическая атака на Соединенные Штаты не останется без последствий.

 

Сказав это, признаем, что убийство бин Ладена не положило конец «Аль-Каиде». Айман аль-Завахири, египтянин № 2, уже давно играет решающую роль в качестве главного операционного директора «Аль-Каиды». И «Аль-Каида» — это скорее свободная сеть, чем жестко структурированная организация, что особенно проявилось в последние годы. AQIM, североафриканская версия «Аль-Каиды», является реальной угрозой в таких странах, как Мали и Мавритания, и убийство бин Ладена, вероятно, будет иметь незначительные последствия для нее. Террористы AQIM могут восхищаться Усамой и вдохновляться его примером, но они, как считается, в значительной степени не зависят от него. И Анвар аль-Авлаки (Anwar al-Awlaki), йеменский террорист, связанный с «Аль-Каидой», также не остановится из-за убийства бин Ладена — на возможность участия Авлаки в террористической деятельности скорее повлияют потрясения, происходящие сейчас в Йемене, и то, есть ли в стране сильное законное правительство, которое серьезно относится к борьбе с терроризмом.

 

Правда и то, что убийство бин Ладена, возможно, имело бы большее значение в 2002 или 2003 году. В то время в таких странах, как Пакистан, многие простые люди были очень высокого мнения о бин Ладене и сомневались, что он играл центральную роль в нападении 9/11. С течением времени отношение к нему изменилось: общественное мнение стало более «против» него, и вы не увидите больше футболки с изображением Усамы на рынках. Некоторые люди до сих пор испытывают к нему некоторое уважение за его способность перехитрить США, или они настроены настолько антиамерикански, что готовы обниматься с любым, кто нам не нравится, и все же бин Ладен со временем стал маргиналом. 

 

Падение популярности Усамы также означает, что он не будет восприниматься мучеником во многих кругах (хотя, если американцы будут слишком праздновать и торжествовать, танцуя на его могиле, симпатии к Усаме могут вернуться). Многие рядовые пакистанцы, йеменцы и афганцы просто пожмут плечами и пойдут дальше. Его смерть не будет вдохновлять людей, как если бы она произошла в 2002 году. И «Аль-Каида» уже переживает трудные времена, потому что осталась в стороне в ходе протеста Арабской Весны, и вот на самом ее гребне потерять своего главного руководителя – это серьезный удар.

 

Будет интересно увидеть реакцию Пакистана на военную операцию США на своей земле. Мне показалось, что президент Обама всячески старается продемонстрировать свою почтительность к Пакистану и подчеркнуть, что Усама был таким же врагом Пакистана, как и Америки — именно потому, что он обеспокоен возможностью гневной реакции пакистанцев на американскую военную операцию.

 

Как заявил президент Обама, он узнал в августе прошлого года, что Усама может находиться в укрытии в Абботтабаде. Потребовалось много времени для оценки этой информации, а на прошлой неделе поступило подтверждение, достаточное для нанесения удара. И вот сегодня состоялась высадка американских сил (возможно, команды ЦРУ или спецназа), и после перестрелки бин Ладен был убит, а его тело захвачено. Не могу не задать вопроса: а американец Рэймонд Дэвис (Raymond Davis), арестованный пакистанцами за стрельбу по людям в Лахоре в то время, когда, очевидно, проходила операция ЦРУ, как-то участвовал в этой операции по подтверждению присутствия бин Ладена, и не объясняло ли это секретный характер его работы? И, конечно, это также поднимает вопросы о том, как Усама попал в Абботтабад из Афганистана, и знали ли что-то об этом пакистанцы. Президент Мушарраф и другие всегда говорили и мне, и всем, что Усама в Афганистане, а не в Пакистане, и даже предположил, что он мог умереть. Не слишком ли много для Мушаррафа.

 

Один вопрос: последует ли за убийством Усамы разведоперация, которая поможет отследить Завахири и других лидеров или активистов «Аль-Каиды», будь то в Пакистане или в других странах мира? Она также может содействовать выявлению финансирования террористических сетей. Представьте себе, что значит порыться в ноутбуке Усамы!

 

Последует ли ответная атака «Аль-Каиды»? Может быть. Но ведь «Аль-Каида» уже пыталась ударить по нам. Разве она проявила сдержанность?

 

Еще более значительная задача состоит в том, сможем ли мы развить успех и еще более ослабить «Аль-Каиду» в афгано-пакистанском регионе. Если так, тогда проще будет положить конец афганской войне, заключив соглашение в Афганистане между правительством Карзая и талибами. От них сейчас один только вред, талибы замкнуты на своем мире и не связаны с иностранным терроризмом, разве что приютили «Аль-Каиду». Если иностранные террористы типа бин Ладена уйдут из поля зрения, такое соглашение становится более реальным.

 

США и афганские правительства в значительной степени одинаково считают, что единственным решением проблем в Афганистане является некое политическое соглашение, по которому Талибан прекращает сражаться и входит в состав правительства, и взамен получает определенное влияние в пуштунских территориях. Это станет более реальным со смертью бин Ладена, и если другие иностранные боевики также исчезнут со сцены.

 

Конечно, предоставление Талибану возможности играть роль в южном Афганистане вызывает очень много вопросов, не в последнюю очередь – по влиянию на афганских женщин. Талибан был бы катастрофой для афганских женщин. С другой стороны, война – такая же катастрофа для афганских женщин. Есть некоторые признаки того, что талибы готовы идти на компромисс по некоторым пунктам политики в отношении женщин, таким как школьное образование для девочек. Это все должно стать предметом переговоров.

 

Наконец, что это значит для политической перспективы президента Обамы? Я не думаю, что очень много. Ноябрь 2012 еще далеко, и главным политическим вопросом, скорее всего, будет экономика. В конце концов, Джордж Буш-старший был героем после победы в войне в Персидском заливе в начале 1991 года, и к ноябрю 1992-го потерпел поражение от Билла Клинтона из-за экономического спада.

 

Вот какие первые мысли пришли мне в голову после выступления президента Обамы. Так что же, вы думаете, это означает? Ваши мысли только приветствуются.