Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Ликвидация в Пакистане Усамы бин-Ладена в ночь с первого на второе мая является, в первую очередь, внушительным успехом американских спецслужб, которые вели розыск террориста номер один в течение десяти лет. В американских разведывательных органах, включающих 16 подразделений и спецотделов, имеется около миллиона сотрудников.
Американская разведка не только самая крупная в мире, но и обладающая сами широкими законодательными полномочиями по сравнению со всеми остальными правительственными спецслужбами.
Многие задают вопрос, почему столь мощной разведке понадобилось целых десять лет для поиска и ликвидации одного человека. Ответ на это вопрос заключается в способности террориста-одиночки скрываться среди многочисленного населения, менять внешность и идентификационные данные по собственному усмотрению. Даже в эпоху интернета и «Фейсбука» сложно обнаружить одного-единственного человека в отдаленных районах третьего мира, где технологические преимущества западных спецслужб зачастую неэффективны.
Для того, чтобы поймать и уничтожить Бин-Ладена, американская разведка действовала тремя способами: тщательное изучении местных источников информации, координации с местными агентами и службами; создание небольших спецгрупп для сбора и анализа данных, а также проведения тайных операций. Скрупулезно просеивалась любая информация электронных СМИ арабского и мусульманского мира, особенно в таких странах, как Афганистан, Пакистан и Йемен, где наиболее интенсивно действуют люди «Аль-Каиды».
Подобного рода тщательное просеивание информации позволяло американцам прослушивать телефонные беседы и пристально следить за любыми интернет-связям в любом, интересующем их, месте. Это привело спецслужбы США к их первому успеху в войне с «Аль-Каидой» – аресту Рамзи Бинальшиба, осуществившего техническую подготовку теракта 11 сентября. Он был захвачен сотрудниками ЦРУ и пакистанской разведки в Карачи в сентябре 2002 года.
Однако люди «Аль-Каиды» очень быстро научились распознавать методику американских спецслужб и сократили до минимума использование сотовой связи и интернета (чаты и электронная почта). Они вернулись к старому, проверенному способу общения – личным встречам и передаче информации через посланников.
Вторым способом, который использовали американцы, было сотрудничество со спецслужбами Пакистана, Афганистана, Йемена и Саудовской Аравии. Американская администрация потратила десятки миллионов долларов на оказание помощи разведывательным органам этих стран, инвестировав средства в новейшее оборудование, обучение кадров.
Однако главное проблемой подобного взаимодействия было значительное проникновение исламистов в ряды сотрудников компетентных органов этих государств. Многие сотрудники пакистанской разведки ISI подозреваются в том, что являлись двойными агентами и работали на талибов и «Аль-Каиду». В последние два года американцы стали работать с конкретными людьми на местах, минуя официальное командование местных спецслужб.
Третьим способом, который использовали американские разведывательные органы для поимки Бин-Ладена, было создание небольших оперативных спецгрупп, действовавших на конкретной территории. Члены этих спецгрупп преследовали две цели: сбор и анализ гигантского объема информации, поступающей от агентов американской разведки сот всех концов земного шара и оперативное использование этой информации в практических целях. Особые подразделения ЦРУ могли действовать самостоятельно в мусульманских странах.
В феврале 2010 года участники спецгрупп ЦРУ вместе со своими пакистанскими коллегами арестовали муллу Абдула Гани Барадара, второго по значению командира талибов, приближенного к Бин-Ладену. Абдул Гани Барадар в течение восьми лет скрывался в районе Карачи.
Поимка Барадара символизировала собой изменение американской стратегии поиска Бин-Ладена. Американцы отказались от крупных, широко рекламируемых, военных операций, перейдя к кропотливой, рутинной работе в глубоком тылу противника. Именно эта методика и привела в конечном итоге к внушительному успеху.