Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Заносчивость силы

© Reutersсолдат Афганистан
солдат Афганистан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После 11 сентября, почти 10 лет назад, Америка была не только чрезвычайно огорчена и разъярена, но и удивлена. Она не могла – и до сих пор не может – понять, почему кто-либо может испытывать к ней подобную ненависть. Пребывая в изоляции от всех нас благодаря большинству своих политиков и СМИ, американцы слабо представляли себе о противостоящих США течениях.

После 11 сентября, почти 10 лет назад, Америка была не только чрезвычайно огорчена и разъярена, но и удивлена. Она не могла – и до сих пор не может – понять, почему кто-либо может испытывать к ней подобную ненависть. Пребывая в изоляции от всех нас благодаря большинству своих политиков и СМИ, американцы слабо представляли себе о противостоящих США течениях.

Событие масштаба 11 сентября было не только невообразимым, оно было несусветным. Однако задолго до того, как Джордж У. Буш стал президентом и продемонстрировал остальному миру бескомпромиссный подход по таким разнообразным проблемам, как глобальное потепление, Международный уголовный суд и противоракетная оборона, Америка все больше замыкалась на себе, и это вело к саморазрушению. Благодаря президенту Обаме, эта ситуация начала меняться, хотя республиканцы в Конгрессе и мешают процессу при каждой возможности.

Самый заслуженный обозреватель внешней политики США Уильям Пфафф (William Pfaff) написал в своей эпохальной книге «Варварские чувства» (Barbaric Sentiments), что «Америка – одновременно опасное и праведное государство». Выдающийся послевоенный дипломат, покойный Джордж Кеннан (George Kennan) писал: «Я не думаю, что американская цивилизация последних 40-50 лет – это успешная цивилизация. Я думаю, что этой стране предназначено пасть жертвой неудач, которые по масштабам своим будут трагичными и грандиозными». Он позже писал, что для американцев «представлять себя центром политического просвещения и учителями для большей части остального мира – непродуманно, тщеславно и нежелательно».

11 сентября не преподало американцам урок, и многие из них так и не поняли, что действие вызывает противодействие, и что есть веские причины тому, что антиамериканские чувства столь укоренились в большинстве стран. В годы администрации Буша в Европе с некоторым изумлением наблюдали за тем, как США двигаются вперед со своей своекорыстной повесткой дня, как будто больше ни у кого нет правильных мнений или видения той же ситуации в другом свете.

Связанный с Пентагоном экспертный центр выпустил отчет, в котором говорилось, что Америка должна воспользоваться особым моментом, возникшим после поражения, понесенного европейским коммунизмом, и развала Советского Союза, чтобы обеспечить Америке военное превосходство по всему миру и сделать так, чтобы никто, даже ближайшие союзники, не могли бы указывать ей, что делать.

Первый закон ям состоит в необходимости перестать их рыть – и именно это Вашингтон должен был твердо заявить Израилю, когда тот начал проводить свою безрассудную политику строительства поселений на палестинской земле. В то время, как арабские правительства заламывали руки, а молодые палестинцы воевали с одной из лучших армий мира, всегда были неизбежные личности, приверженные делу палестинской независимости, которых привлекало более серьезное, даже апокалипсическое насилие. Одним из этих людей был бин Ладен. Он часто давал понять, что проблема Израиля и Палестины стоит для него на первом месте.

Но как сказал однажды Ганди, если платить каждому врагу око за око и зуб за зуб, все будут слепы. Это верно не только для Израиля, но для войн, которые Америка развязала в Афганистане и Ираке после 11 сентября.

Сегодня у Обамы есть отличная возможность отменить решения, сделанные Бушем. В то время Буш ясно дал понять, что США и их европейские союзники начинают войну в Афганистане, чтобы попытаться убить бин Ладена и уничтожить «Аль-Каиду». И все. Они потерпели неудачу. Бин Ладен бежал в Пакистан, который в то время считали нервным и ненадежным союзником и где, по сути, он нашел себе убежище, так как США не хотели раскачивать политическую лодку.

Война в Афганистане обрела свою собственную логику. Это было явно выраженное затягивание военной операции. Сначала прозвучали призывы к уничтожению Талибана, движения мусульманских фундаменталистов, довольно популярных в Афганистане, потому что они подарили хаотичной стране, расхлебывающей последствия советского вторжения и оккупации, некоторый порядок и объявили вне закона выращивание мака, использующегося для приготовления героина. Затем последовали призывы к установлению демократии, улучшению дорог, строительству школ и больниц и эмансипации женщин и девочек.

Представьте себе реакцию наших предков, если бы в Средние века в Европу прилетели марсиане и объявили бы всем, что они должны быть демократичны, соблюдать права человека, освободить крепостных, дать всем право голоса и покончить с подчинением женщин мужчинам, а иначе они (марсиане) просто разбомбят тут все к чертовой матери.

Афганистан остается в основном феодальным сообществом. Он должен сам найти свой путь и сделать это в свое время, как когда-то это произошло на Западе. Мы можем помочь советом и денежной помощью, а не бомбежками и попытками убить всех фундаменталистов.