Москва – Кремль радостно принял известие об уничтожении Усамы бин Ладена в ходе спецоперации американских служб и призвал к усилению совместных усилий в борьбе с международным терроризмом.
Но российские эксперты предупреждают, что уничтожение главы «Аль-Каиды» хоть и восстанавливает баланс справедливости по отношению к погибшим и дает возможность передохнуть немного в борьбе с его последователями, но также может привести к более серьезным последствиям.
«Американцы сделали то, что необходимо было сделать. Зло должно быть наказано, нет альтернативы», - заявил Владимир Васильев, глава думского комитета по безопасности, руководящего выполнением международных операций по борьбе с терроризмом. «Но мы знаем, что террористы учатся на каждой операции. Они делают выводы, и их деятельность меняется, как внутри страны, так и глобально. Мы не должны думать, что ситуация изменится к лучшему со смертью главы организации».
Это говорит человек с опытом. С первой чеченской войны российские спецслужбы уничтожили всю верхушку боевиков в нескольких точечных операциях, иногда используя инновационные тактики.
Некоторые из убитых когда-то вели переговоры с Кремлем, включая сепаратиста Джахара Дудаева, который был убит с помощью лазера наведенной ракеты после вычисления его местоположения, благодаря телефонному разговору в 1996 году. Последователь Дудаева, Аслан Масхадов был убит в маленькой чеченской деревне специальным отрядом ФСБ в 2—5 году.
Другие были связаны с «Аль-Каидой» и ответственны за сотни инцидентов внутри России за последнее десятилетие, в которых погибли сотни человек. Среди погибших был саудовский ветеран афганской война, Хаттаб, который стал ведущим полевым командиром в Чечне и обвинялся в организации серии взрывов в жилых домах в 1999 году, когда погибло более 300 человек.
После многочисленных попыток ФСБ удалось уничтожить его в 2002, послав ему «ядовитое письмо», написанное с применением нервнопаралитического яда.
Еще одной важной персоной был Шамиль Басаев, организатор жесточайшего захвата театра в Москве, в котором погибли 120 человек, а также жуткого захвата школы в Беслане, тогда погибло 330 человек, половина из них дети.
Несмотря на то, что обстоятельства его смерти остаются неясными, ФСБ утверждает, что они проследили его в маленькой деревне в Ингушетии в 2006 году и, используя беспилотный самолет, использовали взрывчатку, заложенную в его автомобиле.
«Одна из причин, из-за которой российские лидеры столь радостно встретили известие об уничтожении бин Ладена, это то, что операция выглядит точь-в-точь, как российская спецоперация», - считает Сергей Строкан, международный обозреватель газеты «Коммерсант». «Мы справлялись с нашими собственными бин Ладенами с помощью точечных операций довольно давно».
После новостей президент Дмитрий Медведев выпустил постановление о большем сотрудничестве между Россией и США в преследовании лидеров террористов.
"Россия одна из первых столкнулась с опасностями, которые несет с собой глобальный терроризм и, к сожалению, не понаслышке знает, что такое "Аль-Каида", - заявили в пресс-службе Кремля и выразили уверенность, что "возмездие неизбежно настигнет всех террористов. В Кремле также подчеркнули, что "принести результат может только совместная объединенная борьба с глобальным терроризмом", и что "Россия готова к наращиванию такого сотрудничества".
После уничтожения Басаева в России в течение нескольких лет не происходило крупных инцидентов. Тогда Кремль приписал это правившему президенту Владимиру Путину и его бескомпромиссному использованию силы в борьбе с беспокойной Чечней, а также точечным операциям ФСБ.
«После смерти лидера часто можно наблюдать борьбу среди тех, кто желает занять его место», - отметил Александр Гольц, обозреватель «Ежедневного журнала». «Это играет на руку контртеррористическим войскам. Но «Аль-Каида» и другие террористические организации на Северном Кавказе не имеют вертикальной структуры, они больше похожи на сеть, и смерть одного лидера не означает конец деятельности», - заявил он. «В ближайшей перспективе можно будет наблюдать увеличение активности, если соратники убитого лидера захотят почтить его память или отомстить».
Нынешний враг номер один в России – Доку Умаров, самопровозглашенный эмир Северного Кавказа, взявший на себя ответственность за двойной взрыв смертников в московском метро в 2010, в ходе которого погибли 40 человек, и за взрыв в московском аэропорту в январе, тогда погибли 36 человек.
Умарову несколько раз удавалось избежать уничтожения силами ФСБ, включая мартовскую воздушную бомбардировку его жилья на юге Ингушетии.
«Нет сомнений, что террорист должен быть вытеснен наружу и физически уничтожен», - отметил Алексей Арбатов, глава центра по международной безопасности в Москве. Он считает, что США и Россия должны перестать спорить об определении слова «террорист» и должны начать совместную работу, чтобы сделать мир более безопасным.
«Мы должны быть честны и должны перестать делать исключения для некоторых групп», - отметил он. «Если кто-то нападает на мирное население или берет кого-то в заложники, то этот человек должен считать террористом, а страны должны объединиться в борьбе с этим злом».