Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Перезагружая угрозы от России

© коллаж ИноСМИПустая "перезагрузка" в отношениях с Россией
Пустая перезагрузка в отношениях с Россией
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российский ядерный удар - это одна из немногих угроз, которая была бы способна разрушить американскую нацию. Подумаем - что могло бы вдохновить президента Обаму подписать приказ нанести обширный ядерный удар по России? Тот же вопрос можно задать и России. Какой набор обстоятельств должен заставить российского лидера решить, что они должны нанести обширный ядерный удар по Соединенным Штатам, учитывая ответный удар и эффект ядерной зимы?

Российский ядерный удар  - это одна из немногих угроз, которая была бы способна разрушить нацию.

Удар астероида также мог бы разрушить нацию. Но выражение «один шанс из миллиона» вполне подходит в данном случае. Мы достаточно знаем о предыдущих ударах, чтобы предполагать столкновение каждые 20 миллионов лет. И вполне известно, что давно уже не было подобного, так что где-то в ближайшие 10 миллионов лет стоит ожидать астероида, по объективным оценкам. А по теории невероятности, в ближайшие 10 лет. Последствия будут очень серьезными, а вот вероятность очень маленькая. Так что риск, продукт этих факторов, тоже незначителен: страна тратит несколько миллионов долларов ежегодно на исследование данной угрозы и сбора информации.

Разрушительные ураганы случаются чаще, явно больше одного стоит ожидать в ближайшую декаду. Хотя вероятность 100% - это высокая вероятность и объясняет планирование. Но последствия будут локальными, как при Катрине, потому риск для всей нации невысокий. Средства, направленные на это явление, распределены по разным отраслям: погодным спутникам, метереологическим центрам, группам быстрого реагирования, нормам строительства и прочее. Потому невозможно определить точную сумму, направляемую на данную угрозу, но, приблизительно, она составляет несколько миллиардов долларов. Думаю, это самое точное определение.

Обширный ядерный удар России находится где-то в этих границах. Можно даже сказать, что это астероид имеет больше шансов. Столкновение  произойдет рано или поздно, а вот удар от россиян, может быть, никогда не случится. А вот вероятность самого события и есть главный вопрос сейчас.

Подумаем - что могло бы вдохновить президента Обаму подписать приказ нанести обширный ядерный удар по России? Представьте ситуацию, когда лидеры правительства США обсуждают обстоятельства, а потом приходят к выводу, что обширный ядерный удар – это меньшее из зол, и выносит свой совет президенту, а тот соглашается и подписывает приказ для военных. А те его исполняют, вполне осознавая, что последует ответный удар. Даже если ответного удара не последует, эффекты ядерной зимы после массивного ядерного взрыва накроет и уничтожит весь мир – курочки придут в дом умирать.

Обширный удар по России превратится в обширный удар по всему миру, включая сами Соединенные Штаты. Какие обстоятельства могут вызвать подобные действия? Если это кажется чрезмерным, то представьте, что Россия тратит сотни миллиардов рублей ежегодно на защиту от данной угрозы.

Тот же вопрос можно задать и России. Какой набор обстоятельств должен заставить российского лидера решить, что они должны нанести обширный ядерный удар по Соединенным Штатам, учитывая ответный удар и эффект ядерной зимы? Как российский лидер может придти к выводу, что данное действие лучшее для страны, или даже лучшее решение для него лично? Во время разгара холодной войны, когда Советский Союз пытался добиться военного превосходства в Европе, или даже в мире, существовала несколько ненормальная логика, но это все происходило давно.

Надо учитывать Францию и Германию, исторических врагов, воевавших против друг друга несколько раз. Франция владеет ядерным оружием, в Германии они отсутствуют. Теоретически, могут возникнуть обстоятельства, которые приведут французских лидеров к применению ядерного удара против Германии.  И сколько немецкое правительство тратит на предотвращение данной угрозы? Ноль. Существует очень простое объяснение: столько сотен, тысяч положительных связей между двумя нациями, что данный сценарий просто немыслим. Ну, или уж точно не стоит ни цента из государственной казны.

Российские отношения с Западом в общем, а с США в частности, не находятся на том же уровне связей, что существуют сейчас между Францией и Германий. Но страны идут к этому.  В США существуют несколько попыток, продвигаемые законодательством Нан-Лугара, которые направлены на проблему ядерного оружия. Конечно, направление больших ресурсов на расширение взаимосвязей США и России - это гораздо более рациональный подход, чем продолжение затрат на абсолютно непродуктивные системы вооружения с обеих сторон.

Отношения между странами – неоднозначные, так как Россия становится все более автократичной. Ее влиятельность основывается на экономических показателях, но подпитывается национализмом. Лидерство страны вовлечено в постоянное удержание баланса. С одной стороны, оно формально связано с демократическим Западом, соблюдением прав человека и неукоснительным соблюдением закона. Однако эти идеалы не поддерживают позиции правящей элиты. Они приправлены мыслями об уникальной роли России, перечислением ударов Запада и исторической  и необходимости авторитарного лидера.

Данное балансирование может сработать относительно хорошо, если экономические условия окажутся благоприятными. Благодаря высоким ценам на энергоресурсы российская экономика отлично справляется. Но еще предстоит решить несколько проблем:

•    Экономика наследственно нестабильна и сильно зависит от экспорта энергоносителей.

•    Проблемы здоровья в стране, включая широко распространенный алкоголизм, квалификация рабочих и вера людей собственному правительству.

•    Несмотря на то, что в национализм больше всего приписывается русским, демографические данные показывают обратные результаты. Количество этнических русских стремительно падает, в то время как мусульманское население стабильно увеличивается. К 2020 году предполагается, что мусульмане станут пятой по количеству населения нацией в стране, и могут превысить количество русских к середине века. Приток нелегальных эмигрантов, большей частью мусульман, лишь усугубляет проблему.

•    Москва уделяет мало внимания проблема окружающей среды. Обширные пожары в 2010 году показали масштаб бедствия, эффекты которого лишь следствия глобального потепления. В основном стало ясно, что несоблюдение элементарных норм может положительно сказаться на экономике развивающейся страны, но в долгосрочной перспективе это может привести к серьезным проблемам, например, ухудшение здоровья населения, которое итак оставляет желать лучшего в России.

•    Интернет позволяет обмениваться информацией по всему миру, что позволяет россиянам иметь доступ к различным точкам зрения о настоящем состоянии дел в стране и в мире. В частности, ежедневно россияне узнают все больше и больше о том, как политическая элита делает состояния за счет государства.

•    Позиция России в мире зависит от экономического положения и возможности Запада принять российское несоблюдение законодательства и прав человека, а также международных правовых норм ведения бизнеса. Терпение Запада заканчивается в данных вопросах и прямые иностранные инвестиции резко сократились. А ведь именно они могли бы помочь диверсифицировать экономику.

Сложность состоит в том, что, рассчет на экономику - это постоянное мучение, и в тоже время то, что отвлекает внимание от проблем внутри страны, упоминая особенный путь России, необходимость «управляемой демократии» и противостояния Западу.

Но России и Западу предстоит решать похожие проблемы: появление экономически успешного Китая; возможное появление ядерного оружия у исламистских экстремистов;  последствия глобального потепления; глобальные проблемы здравоохранения; разрушительные последствия авторитарных режимов для мировой экономики. Глобальный экономический беспорядок отразится на всех странах. Но позиция правящей группы требует отрицания возможности внешнего вмешательства во внутренние дела другой страны. Это сильно усложняет процесс получения поддержки со стороны России в вопросе сотрудничества по несостоявшимся государствам.

Западу есть, что предложить России в области программ по сотрудничеству. Космическая область лишь тому доказательство, и является предметом для гордости для России и США. Именно в этой программе Россия является равным партнером.  России крайне необходимо развитие инфраструктуры, особенно в малонаселенных районах. Технологическому развитию уделяли мало внимания, которое по большей части было направлено на развитие космических технологий и вооружения. В настоящее время участие России в мировых патентах, присутствие в индустрии, продвижение новых и инновационных компаний продолжает снижаться.

России крайне необходимо вовлечься в мировое технологическое расширение, это сильно поможет стране, но ослабит влияние авторитаризма.

Вопрос Китая неоднозначный. Во-первых, страна представляет потенциальную военную угрозу для США и еще больше - для России. Потому совместная работа по привлечению Китая к положительным отношениям необходима для ослабления давления необходимости сильной армии, в особенности, ядерное вооружение.

Все это предоставляет широкие возможности Западу договориться с Россией  и предложить по-настоящему продуктивное сотрудничество, которое бы увеличило потенциал экономики страны и уменьшило бы необходимость ядерного и военного развития.  Российским лидерам проще заявить, что западные комментарии об исполнении законодательства или критика нарушений прав человека, являются вмешательством во внутренние дела страны. Но сложнее отказаться от предложений о сотрудничестве в космической, технологической, медицинской и экономической областях.

Потому есть реальный шанс США нажать на кнопку «перезагрузить» и продвигать совершенно новый подход к российско-американским отношениям. Началом этого может стать понятно изложенная программа, согласно которой США намерены создать как можно больше взаимовыгодных программ по сотрудничеству, и готовы видеть друг друга как настоящего партнера в мировом развитии.

Несомненно, возникнет несколько разногласий, но эту проблему необходимо снизить до минимальных проблем на фоне многочисленных положительных связей.

Действия США должны быть ясно основаны на международных принципах  - тех, что являются основными ценностями американского общества, включая ценность прав человека и личности.  Это не те ценности, которые США сейчас распыляют по всему миру, но те, которые вписаны в Декларацию по правам человека, в основополагающие документы  ОБСЕ и в остальные международные конвенции.

США должны относиться к России как к государству, способному ответственно работать на пользу своим гражданам. У каждого общества есть свои законы, и они определяют стандарты общества. Призыв российского государства к его собственным стандартам должен быть основным элементом политики США по отношению к России.

Поэтому США должны относиться к российскому правительству как к представителю россиян, ясно давая понять, что США ожидают от России поддержки ее собственных стандартов и идеалов. Хотя США могут комментировать о том, насколько российское правительство справляется с работой, право решать остается на плечах российских граждан.  США могут показать им стандарт или устроить независимую оценку компетентности правительства, такие, как Freedom Index и Corruption Perception Index, экономические показатели распространения богатства, такие, как GINI Coefficient, показатели здоровья, такие, как продолжительность жизни, детская смертность и доступность медицинских ресурсов. Публикация такой информации увеличивает давление на правительство и может улучшить его деятельность. Вот откуда может прийти давление. Это также налагает ответственность на правительство США соблюдать собственные стандарты.

Поэтому основной целью по отношению к России должно быть развитие позитивных отношений между Россией и Западом,  ставя возможность ядерной атаки даже позади астероидной.

Такое взаимодействие необходимо для решения центральной стратегической задачи XXI века - избежание глобального конфликта и создания мирового благополучия, принеся попытки взаимодействия не только в Россию, но и в Китай. Есть два источника влияния на Россию:

-Российское правительство официально приняло международные стандарты прав человека. Это дает право другим нациям и международным организациям спрашивать с российских властей. Это становится все более важным сейчас, когда население России становится все более озабоченным богатством, которое российская элита ворует.

-Правительство зависит от экономического развития. Высокий доход с продаж энергии поможет поддержать правительство, но если оно не займется решением структурных проблем, появятся способы воздействия на него.

«Перезагрузка» с Россией должна стремиться к ситуации, в которой Россия и Запад взаимосвязаны – как Франция и Германия – так что военная конфронтация, включая ядерную, станет просто немыслимой.