Американцы справедливо радуются убийству Усамы бин Ладена. «Мозг» Аль-Каиды совершил самое кровавое злодеяние на американской земле. Теракты 11 сентября 2001 года унесли жизни примерно трех тысяч наших сограждан и представляли собой кульминацию войны бин Ладена против Америки. Почти десятилетие джихадисты атаковали ключевые цели – атака на Всемирный торговый центр в 1993 году, взрывы в Khobar Towers в Саудовской Аравии в 1996 и нападения на американские посольства в Восточной Африке в 1998, а также подрыв американского эсминца «Коул» в Йемене в 2000 году. Бин Ладен заслуживал смерти за свои преступления.
А теперь, когда он варится в аду, средства массовой информации и большая часть общественности избегают этого центрального вопроса: кто на самом деле выиграл – Америка или бин Ладен? Ответ настолько же очевиден, насколько и болезнен: выиграл он.
Целью бин Ладена было вызвать столкновение цивилизаций. Он решил направить силы радикального ислама против Запада, став гальванизирующей силой для мусульманских боевиков повсюду. Он вдохнул новую жизнь в исламистский проект образования глобального халифата, основанного на законах Шариата. Революционный исламизм имеет десятки миллионов последователей, распространяясь словно саранча по Ближнему Востоку, Северной Африке, Азии и Европе. Бин Ладен может быть мертв, но его жуткий призрак очень даже жив.
Бывший саудовский миллионер и плейбой получил свой первый опыт в Афганистане в 1980-е годы. Он был глубоко впечатлен афганскими моджахедами – мусульманскими бойцами «священной войны», которые в конечном счете нанесли поражение советской армии. Унизив одну сверхдержаву, он обратил свой взор на более сильную – Америку.
Стратегической амбицией, целью бин Ладена было втянуть Соединенные Штаты в затяжные войны с боевиками. Будучи человеком Востока, он понимал, что Афганистан – это кладбище для империй. Британия, царская Россия, Советский Союз – их армии были разбиты, обломав зубы о труднопроходимую местность и ожесточенные племена Афганистана. Его целью было обанкротить Америку, потихоньку пуская нам кровь по мере того, как мы одну за другой осуществляли наши контртеррористические операции. Если вкратце, то он устроил ловушку – и мы опрометью в нее бросились.
После терактов 11 сентября 2001 года Джордж Буш и его администрация не имели другого выбора кроме как свергнуть режим талибов и вступить в борьбу с Аль-Каидой. Но господин Буш сделал самую большую ошибку своего президентства – ошибку, которая будет преследовать Америку долгие годы. После падения Талибана он занялся государственным строительством. Мусульманский мир должен был стать безопасным для демократии. Америка продвигала «программу действий, ориентированную на свободу» для Афганистана, Ирака, Пакистана, Ирана, Палестины, Египта и Ливана.
Результаты оказались сокрушительными. В Ираке погибли 4 400 американских военных, 30 000 были ранены и искалечены. Было потрачено более триллиона долларов. И вместо того, чтобы стать прозападной плюралистической демократией, иракское правительство продвигает Шариат и все больше впадает в орбиту Тегерана. Иран выиграл за счет Америки.
В Афганистане наращивание президентом Обамой численности войск потерпело неудачу. Это стало самой длительной войной Америки – она идет уже десять лет и не заканчивается. Наши войска страдают из-за жестких правил участия в боевых действиях, которые делают любой род победы невозможным. На самом деле, американские силы трансформировались в эдакий сильный Корпус мира. Их задача не столько убивать террористов, сколько строить дороги, школы и больницы.
Следовательно, можно говорить о том, что Соединенные Штаты присутствует в Афганистане уже дольше, чем потребовалось, чтобы выиграть Вторую мировую войну и Гражданскую войну вместе взятые. И конца этому не видно на горизонте. Талибы восстанавливают силы. Аль-Каида сохраняет твердые позиции на землях вдоль пакистано-афганской границы. Наши удары беспилотниками вызывают лишь массовые антиамериканские настроения как среди афганцев, так и среди пакистанцев. Поддерживаемый нами союзник в Кабуле президент Хамид Карзай – коррумпированный бандит, который с открытым пренебрежением относится к американскому военному присутствию. Он постоянно настраивает общественное мнение против Америки. Вместо того, чтобы завоевывать популярность, мы теряем сердца и умы обычных афганцев. Около тысячи американских солдат погибли с момента прихода к власти господина Обамы. Миллиарды долларов американской помощи украдены коррумпированными местными чиновниками. Кровь американцев и американские деньги растрачены в тщетных и безрассудных усилиях по государственному строительству.
С окончания холодной войны американский истэблишмент принял глобалистскую идеологию: демократического универсализма. И неоконсерваторы, и либеральные интервенционисты уверены, что Америка должна распространять демократические ценности, даже посредством применения оружия. Демократия означает правление народа. Тем не менее, свободные выборы в мусульманском мире не приводят к появлению светских, проамериканских правительств, скорее они приводят к власти жестоких исламских теократов. ХАМАС в Газе, «Братья-мусульмане» в Египте, Муктада ас-Садр и его питающиеся огнем шииты в Ираке, Хезболла в Ливане и корыстный режим господина Карзая в Афганистане (который допускает побивание камнями прелюбодействующих женщин и мусульман, обращающихся в христианство). В Ливии США поддерживают выступающих против Каддафи повстанцев – так называемую «демократическую оппозицию» - в рядах которой полно джихадистов. Вместо того, чтобы осознать те темные силы, которые они выпускают, наша внешняя политика, ослепленная своей идеологией, коррумпированная высокомерием и находящаяся под влиянием корпоративных интересов, продолжает безумно двигаться, не обращая внимания на разрушения на своем пути.
Америка стала новой Римской империей. И как все многонациональные империи, мы слишком широко простираемся, наши военные силы очень распылены, а наша казна истощена. Примерно десять лет американские войска сражаются на иностранной земле – земле, выбранной бин Ладеном и его соратниками для «священной войны».
Бин Ладен мертв, и в его смерти действительно есть справедливость. Но тем не менее это очень скромная победа в сравнении с тем, что мы потеряли.
Джеффри Кунер (Jeffrey T. Kuhner) – колумнист в Washington Times и президент Института Эдмунда Бурке (Edmund Burke Institute).