Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор СМИ Армении и Азербайджана (11.04)

© flickr.comгазеты
газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Интервью Роберта Кочаряна поставило Сержа Саргсяна перед довольно сложной ситуацией. Дело в том, что Кочарян после своей отставки, пожалуй, впервые оценил текущую ситуацию страны и дал более или менее концептуальную оценку. Другое дело, насколько эта оценка близка к реальности, какие фактические и логические ошибки она содержит в себе.

СМИ Азербайджана

…9 мая по инициативе Фонда Гейдара Алиева состоялось мероприятие, посвященное 66-й годовщине Победы над фашизмом, пишет газета «Халг газети». Сотрудник Фонда Ильгар Мустафаев передал участвовавшим в мероприятии 100 ветеранам войны поздравления первой леди Азербайджана, президента Фонда Гейдара Алиева, посла доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, депутата Милли Меджлиса Мехрибан Алиевой. Он сказал, что по инициативе общенационального лидера Гейдара Алиева День Победы ежегодно отмечается в стране на государственном уровне, к ветеранам война проявляется высокое внимание и забота. Встреча Президента Ильхама Алиева с ветеранами войны у памятника дважды Герою Советского Союза Ази Асланову - проявление этого внимания и заботы. Декан исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Алексей Власов сказал, что более 600 тысяч героических сынов и дочерей Азербайджана в боях лицом к лицу с врагом проявили высокий патриотизм и мужество. Большинство из них героически погибли, защищая Родину. Указав на беспрецедентный вклад нефтяного Баку в завоевание Победы, он высоко оценил самоотверженность нефтяников. Он сообщил, что по приглашению Фонда Гейдара Алиева группа студентов исторического факультета МГУ участвует в мероприятиях, проводимых в Азербайджане в связи с Днем Победы. По его словам, студенты с уважением почтили память великого лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева в Аллее почетного захоронения, ознакомились с рядом исторических памятников.

…10 мая страна отметила 88-ю годовщину со дня рождения архитектора современного независимого Азербайджана, выдающегося государственного деятеля Гейдара Алиева, пишет газета. Как сообщает АзерТАдж, представители общественности республики, люди, приехавшие в Баку из различных уголков страны, гости столицы потоком шли в Аллею почетного захоронения, чтобы почтить светлую память общенационального лидера. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и первая леди Мехрибан ханым Алиева возложили цветы к могиле гениального сына азербайджанского народа.Затем глава государства и члены его семьи возложили цветы к могилам ученого-офтальмолога, академика Зарифы Алиевой, выдающегося государственного деятеля Азиза Алиева и известного врача, ученого Тамерлана Алиева. В церемонии приняли участие премьер-министр Артур Раси-заде, председатель Милли Меджлиса Огтай Асадов, руководитель Администрации президента АР Рамиз Мехтиев, министры, депутаты Милли Меджлиса. В этот же день президент Ильхам Алиев и первая леди Мехрибан ханым Алиева приняли участие в Празднике цветов, организованном в парке перед дворцом, носящим имя великого лидера.

…Высказываясь по поводу предстоящей акции группы лиц в знак протеста ношению хиджаба в учебных заведениях, вице-спикера Бахар Мурадова отметила, что проведение митинга в рамках закона, массовое собрание или выражение своих мыслей по тому или иному вопросу является правом каждого гражданина: «Мероприятия должны проводиться в рамках закона. Однако суть митинга относительно ношения хиджаба непонятна. В Азербайджане нет законов, распоряжений или решений, запрещающих хиджаб. Каждый гражданин свободен в вопросе ношения хиджаба. Что же касается использования хиджаба в учебных заведениях, это другой вопрос. Думаю, что каждый должен соблюдать правило, установленное учебными заведениями», пишет газета «Олайлар».

СМИ Армении

…Армянские СМИ обращаются к вчерашнему интервью второго президента Армении Роберта Кочаряна. В частности, газета «Азг» отмечает: «Кочарян всех поставил на место: чрезвычайное положение он внес вместе с премьер-министром и председателем Национального Собрания (а премьером тогда был Серж Саргсян); убийства 1 марта были осуществлены вдали от площади Мясникяна (кто осуществил это – может, есть намек, поскольку отмеченные им оппозиционные круги могли знать об этом); лидера оппозиционного Армянского национального конгресса Левона Тер-Петросяна обвинил в том, что последний сидел дома и не сдерживал возбужденных им самим людей, а также намекнул на то, кому было выгодно произошедшее 1 марта 2008 года».

…Тему продолжает интернет-газета Lragir.am. Видимо, между Сержем Саргсяном и Робертом Кочаряном была нарушена какая-то договоренность, отмечает издание. Это стало заметно во вчерашнем интервью Кочаряна агентству Медиамакс. Он попытался не только вовлечь в круг ответственных за события 1 марта лиц действующего премьера Саргсяна, избранного к тому времени президентом, заявив, что консультировался с ним при принятии решений, но и поблагодарил Бога за то, что не участвует в диалоге Саргсяна с оппозицией. Кто первым нарушил договоренность? Кочарян ли своими реваншистскими устремлениями к власти и намеками заставил Саргсяна пойти на диалог с оппозицией, или же сам Саргсян обострил желание Кочаряна вернуться к власти, чтобы сохранять свою безопасность собственными руками? А может, договоренность между ними нарушил оппозиционный Армянский национальный конгресс и его сторонники, которые сохраняли темп в течение 3 лет и в итоге сумели изменить политическую атмосферу и вызвать в недрах власти столкновение интересов. Возможно, договоренность была нарушена из-за геополитических процессов, которые имеют воздействие на планы и Саргсяна, и Кочаряна. Но поскольку они находятся в различных статусах, то изменение глобальной конъюнктуры должно было привести к перемене векторов их интересов, а значит – к нежизнеспособности прежних договоренностей. А достичь новых договоренностей весьма непросто, поскольку договариваются, как правило, с обладающим реальной властью, которой у Кочаряна в данный момент нет. Почему Серж Саргсян пытается договориться с Левоном Тер-Петросяном? Потому что тот имеет власть над определенной частью общества. О Кочаряне этого не скажешь. Не исключается, что никакой договоренности не было, и они действовали ситуативно. Не исключается также, что у Кочаряна были совсем другие планы по передаче власти, где главную роль играл вовсе не Саргсян. Видимо, между Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном существовала ситуативная договоренность, но в глубинном смысле между ними существовало и существует несогласие по поводу будущего их политических карьер. Вполне естественно, что с изменением ситуации договоренности утеряли внешний лоск, и за ними стало проявляться глубинное несогласие.

…Интервью Роберта Кочаряна поставило Сержа Саргсяна перед довольно сложной ситуацией, отмечает газета «Жаманак». Дело в том, что Кочарян после своей отставки, пожалуй, впервые оценил текущую ситуацию страны и дал более или менее концептуальную оценку. Другое дело, насколько эта оценка близка к реальности, какие фактические и логические ошибки она содержит в себе. Дело в том, что Кочарян, пожалуй, впервые откликнулся на ситуацию более или менее адекватно и, обойдя присущий ему лексикон, стал автором определенного политического текста. Видимо, эта беспрецедентная реальность поставила власть перед тупиковой ситуацией. Для нее, пожалуй, удивительно, что Кочарян не прибегает к своему традиционному жесткому лексикону. «Что же он задумал, что у него на уме?», - наверно, думает власть. Подозревая, что Кочарян прибегнул к присущему ему хитрому расчету. И пока власти не поняли, что у него на уме, что заставило его прибегнуть к политическому тексту, а не к тексту «воина», то предпочитают молчать. То есть, Кочарян своим интервью, пожалуй, раскрывает как свой страх, так и страх властей. В конце концов, в его словах были некоторые оттенки угрозы в отношении властей: как роли тогдашнего премьер-министра Серж Саргсяна, так и с точки зрения сравнений в вопросе экономической политики. А молчание властей может означать, что слова Кочаряна отрезвили Саргсяна и его окружение. Как говорится, нет ничего тайного, что не становится явным, по крайней мере, до тех пор, пока власть не дала Кочаряну адекватный ответ насчет согласования с Саргсяном в связи с первомартовскими событиями, экономической политики, а также сделки с оппозицией, о чем намекает Кочарян. Наконец, логика власти требует ответить Кочаряну. Будет ли это вербальный ответ, или же в виде определенных практических шагов – по большому счету не суть важно. Важно то, прозвучит ли ответ, или нет, хватит ли у Саргсяна мужества и самоуверенности дать соответствующий ответ Кочаряну, лично, или опосредованно. Так как дело здесь непосредственно касается уже вопроса власти.