Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
От океана до океана и до Ледовитого океана

Решение вопросов суверенитета и использование энергетических возможностей больше нельзя откладывать

© US Coast Guard Ледокол Polar Star Службы береговой охраны США
Ледокол Polar Star Службы береговой охраны США
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Согласно мышлению старой школы, Америка это страна, чью территорию ограничивают два огромных океана. Однако времена изменились. Северный Ледовитый океан перестал быть малозначащим второстепенным обстоятельством. На самом деле он стал третей океанической границей для нашей нации - и источником жизненно важных для нас возможностей.

Согласно мышлению старой школы, Америка это страна, чью территорию ограничивают два огромных океана. Однако времена изменились. Северный Ледовитый океан перестал быть малозначащим второстепенным обстоятельством. На самом деле он стал третей океанической границей для нашей нации - и источником жизненно важных для нас возможностей.


Последний визит госсекретаря Хиллари Клинтон (Hillary Rodham Clinton) в Гренландию, состоявшийся 12 мая, подтвердил такое новое понимание ситуации. Она стала первым госсекретарем США, присутствовавшим на заседании Арктического совета.
Добрососедское собрание восьми арктических стран, Арктический совет, тоже перестал быть малозначащей второстепенной организацией. Присутствие г-жи Клинтон подчеркивает, насколько велико стратегическое значение Арктики, на суше и на шельфе, для национальной безопасности, мировой торговли и глобального климата, а также для удовлетворения мировых потребностей в энергоносителях.


Добрососедское сотрудничество сейчас может предупредить конфликты в связи с вопросами суверенитета, экологии, энергетики и национальной безопасности.


Ученые предсказывают, что через пару десятков лет поверхность Арктического океана будет чистой ото льда в течение целого месяца ежегодно. Ввиду того, что арктические воды отныне будут открыты, уже нет возможности и дальше откладывать нерешенные проблемы границ.


Например, до сих пор не существует определенной американо-канадской арктической морской границы в форме конкретной линии, нанесенной на карту.


Граница между США и Россией, проходящая через Берингов пролив, Чукотское море и Ледовитый океан, пока еще не ратифицирована российской Госдумой. Норвегия, Россия, Дания и Канада ведут переговоры для разрешения текущих споров о границах.


Арктические нации готовятся заявить о взятии под свой контроль протяженных территорий континентального шельфа. В результате дно Ледовитого океана может оказаться поделенным  почти до самого Северного полюса.


Экспоненциальный рост переживает судоходство. Предполагается, что в этом году объем грузоперевозок по Северному морскому пути России возрастет на 500% по сравнению с прошлым годом; Россия предоставляет иностранным судам разрешение следовать по ее северному пути.


Стремясь продемонстрировать свой интерес, Китай стал усиленно вкладывать в полярные исследования; прошлым летом китайцы даже направили ледокол к северу Аляски, а этим летом – к северному берегу Исландии, для проведения рекогносцировки морских судоходных путей. Другие страны, такие как Южная Корея, тоже подключаются, поскольку северные морские пути способны сберечь миллиарды долларов за счет экономии времени, топлива и проблем с пиратами.


Как будут проводиться аварийно-спасательные работы в отсутствие предварительных договоренностей? Будут ли Соединенные Штаты Америки держать наготове на Аляске систему аварийной помощи для защиты нашей тысячи миль арктического побережья на случай кораблекрушения?


Первый обязательный документ Арктического совета был подписан 12 мая – это пакт о проведении аварийно-спасательных работ, который оставляет в стороне проблемы установления границ и устанавливает зоны ответственности за проведение аварийных работ по спасению судов и людей. Было бы полезно, если бы Соединенные Штаты Америки в русле этого пакта заменили свои устаревшие ледоколы полярного класса времен еще администрации Никсона.


Помимо вопросов суверенитета и судоходства, маячит новая глобальная проблема: вопрос источников энергии, и Арктика может помочь его решить. По оценкам Геологического надзора США, 13% мировых неразведанных запасов нефти и 23% мировых неразведанных запасов газа будут обнаружены в Арктике.


Крупные проекты по добычи энергии на шельфе разворачиваются на севере Канады, России, Гренландии, Норвегии и даже Исландии. Америка отстает в освоении энергетических запасов Арктики из-за бесконечных проволочек с получением федерального разрешения.


Мир нуждается в энергии, которую начинает давать Арктика. Сейчас, когда восемь стран, территория которых захватывает Ледовитый океан, как и целый ряд других государств, обратили свои взоры на потенциал Арктики, особенно настоятельная необходимость ощущается в руководстве и сотрудничестве со стороны Соединенных Штатов Америки.


И, наконец, это вопрос нашего собственного энергообеспечения и национальной безопасности. Нефтегазовый потенциал арктической Аляски способен стать мостом в будущее – будущее уже ближайших десятилетий, когда не связанные с бензином технологии станут коммерчески конкурентоспособными.


У нас уже есть трубопровод из Прудо Бэй с функционирующей инфраструктурой, и разведочные компании готовы к действию. При ответственном подходе к ее разработке арктическая область Аляски способна на десятилетия гарантировать снабжение нефтью и газом, и тем самым сохранить силу Америки.


По мере того, как Ледовитый океан становится более доступным, тысячемильное северное побережье нашей страны внезапно приобрело стратегическое значение; наши первостепенные национальные интересы имеют новую границу.


Г-жа Клинтон привела США за стол переговоров в нужный момент, когда необходимо обеспечить защиту нашего суверенитета, национальной энергетики и экономической безопасности, добавив мудрости и дипломатии в формирование политики. Мы присутствуем при том, как делается история.

Ген. Джозеф Ралстон – бывший верховный главнокомандующий войсками НАТО в Европе и бывший вице-президент объединенного Комитета начальников штабов. Вице-президент группы Коэна.