В 2006 году, спустя три года после того, как российское государство обвинило самого состоятельного бизнесмена страны Михаила Ходорковского в мошенничестве, и приступило к демонтажу его нефтяной компании ЮКОС, американским дипломатам все это надоело.
Газпром, выросший из бывшего советского газового министерства, деятельно скупал осколки обширной империи ЮКОСа, порождая у Америки страхи по поводу того, что вскоре Россия и ее жесткий лидер Владимир Путин будут контролировать буквально все потоки природного газа, идущего в Европу.
Соединенные Штаты не хотели, чтобы это произошло. Поэтому американское посольство в Словакии наняло техасского нефтяного консультанта и начало тайно давать рекомендации словацкому правительству, как выкупить 49% принадлежавших ЮКОСу акций словацкой нефтепроводной компании Transpetrol.
Не имея опыта в этой области, правительство Словакии не знало, сколько ему следует заплатить за этот пакет. Консультант, участвовавший в переговорах, заверил словацкого министра экономики Любомира Ягнатека (Lubomir Jahnatek), что 120 миллионов долларов за долю ЮКОСа это вполне конкурентоспособная цена. Но Газпром был готов заплатить намного больше.
«Мы четко дали понять всем сторонам, что не хотим предавать огласке факт нашего участия в роли технических советников, - отмечается в посольской телеграмме от 10 августа 2006 года. – Ягнатек определенно доволен той информацией, которую он получил (от консультанта), и будет и впредь обращаться к нему и к американскому посольству за информацией в рамках тех проблем со сделкой, с которыми он столкнется в предстоящие недели».
Эта депеша, являющаяся одним из многих документов Госдепартамента, переданных сайтом WikiLeaks компании McClatchy Newspapers и другим организациями СМИ, указывает на то, какие маневры совершает американское государство в последние годы в целях оказания влияния на мировые рынки нефти и газа.
Сегодня, когда нефть стоит около 100 долларов за баррель, а бензин на заправках почти 4 доллара за галлон, американцы могут найти утешение в том, что посольства США по всему миру на протяжении многих лет считают одной из своих главных задач обеспечение источников нефтяных поставок.
Из 251287 документов WikiLeaks, полученных McClatchy Newspapers, в 23927 (10%) речь идет о нефти. Один только Газпром упоминается в 1789 депешах.
В своих телеграммах американские дипломаты предлагают способы, мешающие государственным организациям, таким как Газпром, брать под свой контроль ключевые нефтяные предприятия, вынуждающие нефтяные компании приспосабливать свою политику к внешнеполитическим целям США, помогающие американским корпорациям заключать сделки на выгодных условиях и заставляющие иностранные государства содействовать тем компаниям, которые готовы плясать под дудку США.
Иногда американский подход озадачивает. В секретной телеграмме из американского посольства в Эр-Рияде от 17 августа 2009 года указывается, как несколькими днями ранее временный поверенный США Ричард Эрдман (Richard Erdman) подталкивал министра нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими (Ali al-Naimi) к сближению с Китаем.
Но в этих действиях присутствовал скрытый мотив. В то время Соединенные Штаты пытались убедить КНР поддержать санкции против Ирана в связи с осуществляемой им программой по обогащению ядерного топлива. США считают, что программа эта является частью иранских усилий по созданию ядерного оружия. «Мы были бы не против, если бы продажи в Китай из Саудовской Аравии заменили частично поставки нефти из Ирана. Это имело бы благожелательный побочный эффект, приведя к снижению иранского влияния на Китай», - заявил Эрдман Али аль-Наими, о чем сообщается в телеграмме.
Аль-Наими ответил, что Саудовская Аравия, являющаяся серьезным конкурентом и противником Ирана, вскоре станет крупнейшим поставщиком нефти в Китай. Так и случилось. В 2010 году Саудовская Аравия стала главным поставщиком нефти для Китайской Народной Республики. А Иран был третьим, о чем свидетельствует китайский вебсайт ChinaOilWeb.
В секретной телеграмме из американского посольства в Эр-Рияде от 30 июля 2009 года рассказывается о том, как министр финансов США Тимоти Гайтнер (Timothy F. Geithner) во время визита в королевство требовал от своего саудовского коллеги Ибрагима аль-Ассафа (Ibrahim al-Assaf) сдержать рост нефтяных цен.
«Гайтнер сказал, что для глобального экономического подъема было бы позитивно, если бы нефтяные цены больше не росли – как из-за спекуляций, так и из-за квот ОПЕК на добычу», - отмечается в телеграмме. Далее там говорится о признании Гайтнера, который сказал, что «США не удалось найти ‘хороший способ’ для сдерживания волатильности нефтяных цен».
Эти документы также показывают, как в своей глобальной погоне за нефтью компании из стран-союзниц и стран-врагов усложняют реализацию политических целей США.
Одной из причин постоянного раздражения США является базирующийся в Риме нефтяной гигант Eni. Это - крупнейшая в Италии корпорация, 30% акций которой принадлежат итальянскому государству. Частой темой дипломатических депеш стали усилия Eni по расширению своего присутствия в Иране, а также ее тесные связи с российским Газпромом.
«Руководитель Eni Паоло Скарони сказал послу, что министр энергетики Ирана предложил компании осуществить инвестиции в иранские месторождения Южный Парс и Азадеган, - говорится в секретной телеграмме из посольства США в Риме от 12 января 2007 года. – Скарони заявил, что Eni заинтересована во вложении дополнительных инвестиций в Иран, пока против этой страны не введены международные санкции. Иран платит Eni те деньги, который он должен ей по действующим контрактам, а инвестиции структурированы таким образом, что прибыль Eni основана на мировых ценах на нефть и газ».
Посольство было особенно недовольно попытками Eni наладить свой новый бизнес в Иране таким образом, чтобы говорить о том, будто Тегеран просто расплачивается по старым долгам перед компанией, часть которых относится еще к периоду 1950-х годов. Это позволяет Eni помогать Ирану в освоении новых месторождений, обходя санкции, наложенные на иранскую ядерную программу, которая, как считают США, нацелена на создание ядерного оружия.
Посольство призывало американское руководство в Вашингтоне надавить на Скарони во время его предстоящего визита и заставить итальянца отказаться от сделки. Из следующей телеграммы становится ясно, что Вашингтон так и поступил.
Скарони намеревался предпринять новую попытку в администрации Обамы, о чем говорится в отчете о встрече с другим руководителем из Eni от 5 мая 2009 года. «Посольство считает, что есть серьезные основания для скептицизма со стороны американского правительства в отношении данной просьбы».
Связи Eni и Газпрома стали темой депеши от 24 апреля 2008 года. Авторы этой телеграммы призывали Госдепартамент и Министерство финансов очень четко выразить свое неудовольствие Скарони.
Конкретно речь шла о сделке Eni, дававшей Газпрому выход на ливийскую нефть. В ответ итальянская компания должна была помочь Газпрому в прокладке трубопровода через Черное море. Этот проект мог создать конкуренцию аналогичному проекту, который пользовался поддержкой правительства США и должен был соединить трубой месторождения каспийского региона и Европу в обход России – и Газпрома.
В то время Сильвио Берлускони должен был стать итальянским премьером во второй раз, и посольство призывало свое руководство выкрутить руки и ему тоже.
«Посольство хотело бы подтолкнуть новое правительство Берлускони к тому, чтобы заставить Eni прекратить играть роль ширмы в интересах Газпрома … похоже, что [компания] выступает в поддержку попыток Газпрома стать доминирующим поставщиком энергоресурсов в Европу, и действует против поддерживаемых США усилий Евросоюза по диверсификации энергопоставок», - говорится в конфиденциальной телеграмме.
Eni в последнее время снова замелькала в новостях, потому что она является крупнейшим игроком в нефтяном секторе Ливии, и Скарони публично выразил обеспокоенность по поводу того, что возглавляемые США попытки свергнуть диктатора Муаммара Каддафи не соответствуют интересам Италии. 20 апреля Скарони объявил, что Eni временно отменяет свою сделку в Ливии, которая давала Газпрому большую долю в ливийской нефтедобыче. Документы WikiLeaks показывают, что Соединенные Штаты добивались этого с 2008 года.
Но порой американские усилия направлены и во благо российской нефтяной отрасли.
В секретной телеграмме из Москвы от 16 апреля 2009 года рассказывается, как хьюстонская ConocoPhillips планировала присоединиться к российской компании «Лукойл» в заявках на нефтяные контракты в Ираке. На совместные действия в Ираке дал свое благословение Путин, о чем сообщали руководители ConocoPhillips. Они отмечали, что Путин пообещал Ираку списать долги, если российско-американский консорциум получит контракт.
Иракская нефть была темой многих телеграмм от дипломатов из Ирака. Многие из них касались неожиданного заявления в 2007 году о том, что техасская Hunt Oil Co. заключила соглашение о разделе продукции с региональным правительством Курдистана на севере Ирака. Проблема заключалась в том, что Ирак к тому времени еще не принял общенациональный закон о нефти, а глава компании, бизнесмен из Далласа Рэй Хант (Ray Hunt), был другом президента Джорджа Буша. Кроме того, Хант работал в консультативном комитете Буша по внешней разведке.
В телеграмме от 9 сентября 2007 года, которая была написана региональной группой правительства США по восстановлению Курдистана, сообщалось, что управляющего Hunt Oil по Ближнему Востоку Дэвида Макдоналда (David McDonald) не волнует законность этой сделки.
«Он не выразил обеспокоенности по поводу возможных противоречий и споров, связанных с подписанием с правительством Курдистана соглашения о разделе продукции, которое предусматривает сотрудничество в отраслях, не подведомственных законным полномочиям региональных властей. Он сказал: «Это существенная возможность, которая перевешивает правовую двусмысленность».
В телеграмме говорится, что Макдоналд сравнил поиски нефти в Ираке с отстрелом рыбы в бочке.
Телеграммы переполнены такой информацией об энергетической отрасли, которая не может не вызвать удивление. В одной из телеграмм из американского посольства в Экваториальной Гвинее говорится, что администрации Обамы следует уделить больше внимания этой маленькой западноафриканской стране. Там отмечается, что внезапная смена политических ветров может стоить работы сотням американских нефтяников, а также создает угрозу 20% поставок нефти в США.
«Если убрать американский импорт энергоресурсов из Северной Америки (то есть, из стран, непосредственно прилегающих к США – Канады и Мексики), то мы обнаружим, что более 30% импортируемой нами нефти и газа поступает из района Гвинейского залива. А это больше, чем, например, с Ближнего Востока, - отмечается в телеграмме от 21 мая 2009 года. – А самая большая часть морской территории Гвинейского залива принадлежит маленькой Экваториальной Гвинее».
В телеграмме далее отмечается, что в этой стране, в которую американские компании Marathon Oil Corp. and Hess Corp. вложили до 30% своего инвестиционного капитала, ведут нефтяные игры Испания и Китай.
Несмотря на запятнанную репутацию президента Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианга (Teodoro Obiang), который провозгласил себя богом во плоти, в телеграмме говорится, что настало время перезагрузить двусторонние отношения, а также отмечается что имя Обамы здесь все чаще дают детям.
«Недавняя смена американской администрации в стране с самой высокой в мире плотностью «Обам» на душу населения была воспринята как предвестие потепления в отношениях», - говорится в телеграмме.