После ареста в Нью-Йорке Доминика Стросс-Кана (Dominique Strauss-Kahn) по обвинению в сексуальных домогательствах во Франции не могла не подняться волна нападок на Америку. Это было только вопросом времени.
В первый день скандал с участием главы Международного валютного фонда и горничной из гостиницы вызвал шок и изумление. Второй день принес стыд и жалость к себе. На третий день Франция начала искать стрелочника, на которого можно возложить вину за вероятную политическую смерть лидера Социалистической партии, которого многие уже считали следующим президентом. В итоге страна предсказуемо зашлась в одном из тех спазмов антиамериканизма, которые периодически ее охватывают.
Как возмутительно, что нью-йоркская полиция вывела Стросс-Кана из здания полицейского управления в наручниках (впрочем, несмотря на возмущение «гротескными» фотографиями, они все равно широко разошлись по страницам французских газет)! Как насчет презумпции невиновности? Еще сильнее возмущают Францию заголовки американских таблоидов, многие из которых были доведены до сведения французских читателей.
Как мог судья бросить Стросс-Кана – самого Доминика Стросс-Кана! – в тюрьму «Райкерс-Айленд», которая, как сообщила читателям газета Le Figaro, считается шумной, тесной и опасной и вдобавок полна заключенных, больных заразными болезнями?
«Бесчисленные тяжелые, забранные решетками двери тюрьмы открываются и закрываются с жутким шумом», - рассказал журналистам французский адвокат Жеральд Лефкур (Gerald Lefcourt). Что еще хуже, по его словам, «еда в ней ужасна».
Французы считают американскую систему правосудия крайне несовершенной по сравнению со своей, основанной на Кодексе Наполеона 1804 года.
«В Америке только богатые могут позволить себе лучших адвокатов», - пожаловался один из радиожурналистов. Разумеется, никто не возразил ему, что Стросс-Кан богат и вполне может нанять лучших адвокатов.
Возможно, что реакция многих французов основана не столько на ненависти к Америке, сколько на разнице культур, еще более широкой, глубокой и коварной, чем разделяющий две страны Атлантический океан.
В вопросах, связанных с сексом, французы считают себя свободомыслящими и либеральными и презирают англосаксов вообще и американцев в частности за косность и пуританство. Отсюда следует, что сексуальные эскапады французских политиков, их супружеская неверность и необдуманные поступки – исключительно их личное дело.
Этому способствует и то, что большая часть французских СМИ, прикрываясь законами о неприкосновенности частной жизни, поддерживает этот заговор молчания вокруг политиков и знаменитостей.
Такое впечатление, что во Франции для элиты действуют одни правила, а для остального населения другие. Особенно это стало заметно во вторник, когда французские власти предупредили СМИ, что фотографии подозреваемого в наручниках – обычное дело, когда речь не идет о знаменитостях, - нарушают закон об охране «достоинства» арестованных.
Французский философ Бернар Анр-Леви (Bernard-Henri Levy) заявил французскому радио, что его возмутило «гротескное» медиа-линчевание его друга, которого, по его словам, просто отдали на растерзание псам.
«Можете ли вы хоть на секунду подумать, что я дружил бы с ДСК, если бы он был маньяком-насильником, неандертальцем?» - сказал он.
Адвокат Стросс-Кана заявил в понедельник о невиновности своего клиента, обвиняемого в четырех тяжких преступлениях – включая развратные действия и попытку изнасилования – и трех незначительных. Сам Стросс-Кан, которому отказали в освобождении под залог, к суду не обращался.
Хотя многие считают Стросс-Кана и Францию жертвами скандала, мало кто думает о женщине, в попытке изнасилования которой его обвиняют.
На самом деле, Франции не нужен серьезный повод, чтобы проявить свое обычное отношение к Соединенным Штатам. Отсюда язвительная ирония по поводу вторжения «Макдональдсов» на парижские бульвары, ворчание из-за скупки американцами недвижимости в самых престижных местах города и страны (британцы делают это ничуть не меньше, но их все принимают за американцев), критика войн в Афганистане и в Ираке и ядовитые отзывы о вездесущей компании Walt Disney.
Сегодня, благодаря Стросс-Кану, у французов, которым нравится критиковать США, появилась новая причина укоризненно качать головами, указывая пальцами на страну, которую они так любят ненавидеть.