Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Несколько «почему?» по поводу 9 мая

© РИА Новости / Перейти в фотобанк9 мая 1945 г. на Красной площади
9 мая 1945 г. на Красной площади
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Победу советского народа над фашизмом празднуют, конечно, уже совсем не так, как несколько десятилетий назад. Во многих бывших союзных республиках, исключая те, которые демонстративно отстраняются от заслуг СССР в Великой Отечественной войне, уже не проходят крупные военные парады - после развала империи для этого практически не осталось техники, и хвастать перед врагом уже нечем. Да и враги уже стали совсем другими - такими же современными.

Победу советского народа над фашизмом празднуют, конечно, уже совсем не так, как несколько десятилетий назад. Во многих бывших союзных республиках, исключая те, которые демонстративно отстраняются от заслуг СССР в Великой Отечественной войне, уже не проходят крупные военные парады - после развала империи для этого практически не осталось техники, и хвастать перед врагом уже нечем. Да и враги уже стали совсем другими - такими же современными.

В Киргизии последние несколько лет празднования ограничиваются торжествами в столице на площади Победы, в городах - у памятников павшим в бою героям, в маленьких районных управах - скромными «конвертными» поздравлениями ветеранов. Говорить о том, что праздник Победы обмельчал, было бы нескромно и неуважительно по отношению к тем, для кого он по-прежнему является красным днем календаря. Слава Богу, таких осталось немало.

Но скрывать того, что в последнее время мало подлинных искренних чувств некоторые из нас испытывают к Дню Победы, не буду. Отбрасывать в сторону приговор времени было бы глупо. Мне напомнили: о победе России над Наполеоном сейчас тоже не часто вспоминают. Так что требовать от современников подобной трепетности по отношению к Великой Победе 1945 года, которую показывают в старых советских кинофильмах, я не имею права.

Сегодня очень немногие в мире имеют возможность узнать о войне против фашизма из первых уст. Образ победы над всемирным злом все больше превращается в ежегодную кампанию. Вот, к примеру, не так давно стала популярной в странах бывшего Союза акция «Георгиевская ленточка». Моя бабушка-тыловик такую видела лишь на открытках, которые ей дарили 9 мая. Для нее праздник заключался вовсе не в том, чтобы прикрепить полосатую ленточку рядом с медалями или украсить ею входную дверь. Тогда о Победе еще не настолько забыли, чтобы напоминать бесплатной атрибутикой.

Сейчас георгиевские ленточки бесплатно раздают на улицах, автовладельцы украшают ими машины, и все сразу как бы становятся благодарными сыновьями и дочерьми Победы, ничего конкретного для этого не делая. Просто это стало модно - присоединиться к большинству и тут же забыть о почтении к ветеранам на пешеходном переходе или в общественном транспорте.

Не будем лицемерить: нынешнее поколение не может представить всех тягот военного лихолетья. Все, что есть у нас, третьего-четвертого поколения родившихся после кровопролитной войны, - память, и именно ее мы должны беречь. Но почему до сих пор считается, что 9 мая главная отрада для ветерана - выпить 100 граммов фронтовых, а прибирать и ремонтировать мемориальные комплексы следует не чаще одного раза в год? Почему в соседнем Узбекистане сносят памятники героям ВОВ, а в столице Киргизии свадебные компании выливают в Вечный огонь остатки алкоголя? Почему в странах Балтии победа над фашизмом - политический инструмент, а праздник 9 мая - повод для маршей современных нацистов? Это издевка истории или развал в наших головах? Почему 9 мая начинает людей ссорить, но не объединять, как задумано?

Помнится, всю полноту Дня Победы мы, тогда еще советские дети, чувствовали и осознавали, когда по главным улицам Фрунзе, грохоча, проезжала военная техника, украшенная цветами и улыбчивыми солдатами, когда рассматривали картинки в книге о схватке в Брестской крепости, когда читали на уроках «Василия Теркина» и писали круглыми буквами поздравительные открытки дедушкам и бабушкам. Мы знали, что такое хорошо и что такое плохо, и врагами в детских играх всегда были фашисты, а не милиционеры и мародеры. На прогулках в парках взрослые нам показывали памятники павшим героям: у подножий мемориалов круглый год лежали цветы, а детворе запрещали забираться на бронзовые фигуры солдат и чертить мелом каракули. Именно так воспитывалось благоговение к подвигу героев и участников той войны, именно поэтому сейчас при виде ветеранов ВОВ и их орденов и медалей сами собой наворачиваются слезы. Просто нам повезло: до нас сумели донести добрую память о подвиге дедов. Сможем ли мы передать ее нашим детям?

Почему сегодня Победа становится инструментом спекуляций, в том числе и на почве национализма? Почему этот праздник высшие должностные лица в Киргизии сравнивают с ничего не значащими на фоне ВОВ гражданскими переворотами, не задумываясь о реакции на такие заявления героев войны? Говорит ли это о том, что наше сознание и память мельчают, как и мы сами? Возможно. И еще кажется, что вместе с последним ветераном прошедшей войны канет в небытие и само ощущение Великой Победы, ведь на смену ей приходят более актуальные для политиков события. Теперь в школах КР не разучивают пьесы о подвиге панфиловцев, а реалистично изображают на сцене смерть от пули снайперов во время апрельских событий. Войнушки во имя войнушек, а не победы...

Спросите у современных скульпторов и художников: почему в Киргизии за все годы независимости не появилось ни одного нового памятника в честь Дня Победы и ни одной фамилии не выгравировали на плитах вместо имени неизвестного солдата? Наверняка вам, как и мне, ответят, что «это не актуально», «никому не нужно», а на поисковую работу «нет средств».

Именно поэтому 9 мая хочется уйти подальше от чиновничьего официоза на Площади Победы поближе к ветеранам, где искусственности нет, а искренности всегда гораздо больше.