В новом судебном деле рассматривается возможность причастности Тегерана к печально известным террористическим атакам Аль-Каиды. Филип Шенон сообщает новые детали о том, кто будет давать свидетельские показания – и какие тайны это поможет раскрыть.
Приближается 10-я годовщина терактов 11 сентября, и федеральное судебное дело в суде Манхэттена дает возможность раскрыть главную тайну, связанную с этими атаками: был ли к ним причастен Иран.
Бывшие следователи из комиссии по расследованию терактов 11 сентября вскрыли волнующие, но недостаточно убедительные свидетельства связей с этим заговором Тегерана. Они заявили Daily Beast, что приветствуют новое судебное дело, так как считают, что американское правительство мало сделало для расследования свидетельств комиссии об иранской причастности.
Судебный процесс, говорят они, дает надежду на выяснение правды о том, знали ли представители правительства Ирана об этом заговоре заранее, и сотрудничали ли они с Аль-Каидой, чтобы облегчить захватчикам самолетов проникновение в США за год до совершения терактов.
Иск в рамках судебного разбирательства в окружном суде Манхэттена был подан от имени семей десятков погибших в результате тех атак 11 сентября. Свои показания по делу могут дать три беглеца из Ирана, ранее являвшиеся членами главного шпионского ведомства этой страны. Они заявляют о причастности Ирана и его террористических ставленников в Ливане к терактам 11 сентября.
В поданных на прошлой неделе в суд документах этих людей не называют по имени из соображений безопасности, заявил представляющий семьи погибших юрист из Пенсильвании и бывший федеральный прокурор Томас Меллон (Thomas Mellon).
«Но я могу сказать вам, что мы проверяли, перепроверяли, допрашивали, подвергали перекрестным допросам всех троих, и они подтвердили показания друг друга независимо один от другого», - сказал о перебежчиках из Ирана Меллон. В судебных документах они фигурируют под именами «свидетель Х», «свидетель Y» и «свидетель Z». «Я убежден в том, что наши свидетельства абсолютно реальны – что Иран участвовал в подготовке терактов 11 сентября», - заявил юрист.
Он надеется, что со временем все трое согласятся на то, чтобы их имена были названы. (Представители иранской миссии в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке не ответили на звонки Daily Beast и не стали давать свои комментарии по этому делу.)
Среди судебных документов есть также данные под присягой показания членов комиссии по расследованию терактов 11 сентября. Среди них бывший главный обвинитель по террористическим делам из Министерства юстиции Дитрих Снелл (Dietrich Snell). В своих письменных показаниях под присягой он заявил: «Есть четкие и убедительные доказательства того, что правительство Ирана оказывало материальную поддержку «Аль-Каиде при планировании и осуществлении терактов 11 сентября». По словам Снелла, поддержка эта состояла «в оказании помощи организаторам терактов в поездках в Афганистан и Пакистан. «На мой взгляд, а также согласно выводам комиссии по расследованию терактов 11 сентября, этот заговор замышлялся и готовился именно в этих странах», - сказал он.
Еще один бывший член комиссии, согласившийся на разговор с Daily Beast на условии соблюдения анонимности в связи с тем, что он до сих пор работает на государство, заявил, что это судебное дело «стало облегчением для многих людей, считающих, что комиссия не ответила должным образом на вопрос о том, в какой мере Иран был осведомлен заранее об 11 сентября. Этот вопрос об Иране всплыл настолько поздно, что нам не удалось его решить».
Комиссия 11 сентября несет часть ответственности за оставшиеся без ответа вопросы об Иране, поскольку до последнего момента расследования она не изучила документы Агентства национальной безопасности США, где можно было найти разведывательные данные об Иране.
В своем окончательном докладе, опубликованном в 2004 году, комиссия привлекла внимание к обнаруженным в последнюю минуту файлам АНБ, а также сделала вывод, что иранское правительство могло оказать важную поддержку Аль-Каиде в плане обеспечения операции. Конкретно оно могло помочь угонщикам самолетов за год до совершения терактов.
Как отмечается в докладе, комиссия обнаружила доказательства того, что 10 из 14 саудовских террористов, находившихся на борту захваченных самолетов, в период с октября 2000 по февраль 2001 года пересекали иранскую границу, и что иранские пограничники получили указание не ставить «разоблачающие штампы» в их паспортах, облегчив тем самым поездки террористам.
Были также косвенные улики, указывающие на то, что высокопоставленные руководители из действующей в Ливане при поддержке Ирана террористической организации Хезболла в 2000 году «тщательно отслеживали поездки» ряда угонщиков в Иран и из него, говорится в докладе.
Как заявила комиссия, «мы не нашли доказательств того, что Иран и Хезболла знали о планировавшейся операции 11 сентября», и в связи с этим правительству США надо было продолжить расследование.
Возможность иранской причастности к нападениям стала неожиданностью для многих специалистов по внешней политике в момент представления доклада, учитывая навязчивую идею администрации Буша о том, что к заговору 11 сентября причастна другая страна – Ирак Саддама Хусейна. Комиссия отвергла наличие этой связи.
Члены комиссии обнаружили разведывательные данные об Иране лишь на завершающем этапе расследования в 2004 году, когда комиссия с запозданием начала детально изучать содержание файлов Агентства национальной безопасности, занимающегося прослушиванием.
Теперь многие представители комиссии признают, что допустили досадное упущение, когда не обратили особого внимания на документы АНБ, которое являлось источником большей части необработанной информации о террористических угрозах почти весь первый год работы следователей.
Из-за обнаружения разведывательных данных по Ирану пришлось в срочном порядке переписать часть окончательного доклада комиссии, причем делалось это за несколько дней до его публикации. В доклад спешно включили материал о возможной причастности Ирана к заговору с угоном самолетов.
«Там была неразбериха, - говорит бывший следователь из состава комиссии. – Я думаю, что это была самая серьезная ошибка комиссии. Мы едва не упустили улики по Ирану».
По его словам, комиссия всерьез не обсуждала вопрос о продлении расследования с целью выяснения деталей об иранском следе. «Все были измотаны, - отмечает он. – Члены комиссии хотели, чтобы доклад вышел. И никаких больше отсрочек».
Бывшие члены комиссии по расследованию говорят, что большая часть базы данных АНБ по терроризму, относящаяся к периоду до 11 сентября, до сих пор не проанализирована и находится в секретных архивах этого ведомства.
Филип Шенон – репортер, автор журналистских расследований и ряда бестселлеров. Он живет в Вашингтоне. Почти всю свою журналистскую карьеру Шенон провел в New York Times, где работал репортером с 1981 по 2008 год. Он автор известной книги «The Commission: The Uncensored History of the 9/11 Investigation» (Комиссия: История расследования 11 сентября без купюр). Шенон работал в нескольких горячих точках в военное время и был одним из двух репортеров, направленных New York Times в американскую армию в период вторжения в Ирак в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году.