Как считает большинство жителей Москвы, кататься на велосипеде по столице – просто безумие. Когда соседи одного моего знакомого, владельца небольшого московского магазина спортивных принадлежностей, видят, как он выходит из своего подъезда с велосипедом и направляется на работу, то смотрят на него с самым настоящим состраданием.
Хотя, как явствует из официальных статистических данных, в российской столице более трех миллионов велосипедов, но при этом в Москве отсутствует специальная инфраструктура, которая позволяла бы безопасно ездить на велосипеде по городу.
Если на каждого жителя Амстердама приходится около 80 метров велосипедных дорожек, то в Москве этот показатель не дотянет и до двух миллиметров. В настоящее время есть лишь несколько велосипедных маршрутов в парках и зеленых зонах. Тем, кто решится ездить по городу, придется делать это на свой страх и риск, уклоняясь от проносящихся мимо машин. Отсутствие велосипедных дорожек и известная агрессивность московских водителей являются не единственными проблемами. Нет также приспособленных мест для парковки, и велосипедисты оставляют свое транспортное средство там, где могут, привязывая его цепью к металлической ограде, деревьям и фонарным столбам.
Рискуют быть сбитыми автомобилем не только те, кто ездит на велосипеде. В свою очередь, они сами представляют угрозу для пешеходов. Они беспорядочно ездят по тротуару, часто задевая прохожих. Идея создать в Москве удобные для велосипедистов условия сама по себе не нова. Вот уже несколько лет мэрия рассматривает планы строительства системы велосипедных дорожек, которые позволили ли бы велосипедистам воплотить в жизнь свою мечту о свободной езде по городу. Как свидетельствуют результаты опросов общественного мнения, около 43% москвичей готовы были бы пользоваться велосипедом ежедневно. Кроме того, порядка 23% опрошенных ответили, что купили бы велосипед, если бы была обустроена соответствующая сеть дорожек. Однако ввиду отсутствия необходимой инфраструктуры, лишь 4% столичных жителей используют этот вид транспорта для своих повседневных нужд.
Последняя попытка местных властей, о которой было недавно объявлено, заключается в использовании набережных рек и каналов, пересекающих Москву, для разметки дорожек, где велосипедисты будут чувствовать себя в безопасности. Эта мера, которую представляют как дешевую и одновременно эффективную для облегчения движения велосипедистов, тем не менее, имеет и своих противников. «Идея побудить москвичей использовать велосипед в качестве альтернативы традиционным видам транспорта, бесперспективна. Единственное, чего мы добьемся – это увеличение количества людей, сбитых автомобилями, и астматиков в результате большой степени загрязнения воздуха», считает Михаил Блинкин, сотрудник НИИ муниципального транспорта.
Противники велосипеда также утверждают, что по меньшей мере шесть месяцев в году российская столица покрыта снегом и льдом, и все это время велосипедные дорожки нельзя будет использовать. Тем не менее, сторонники этого вида транспорта не сдаются. Один из их главных доводов заключается в том, что средняя скорость велосипедиста на московских улицах составляет 17 километров в час, в то время как средняя скорость четырехколесного автомобиля в редких случаях превышает 13 километров в час из-за многочисленных пробок.