Варшава - Министерство финансов Польши готовит шорт-лист претендентов, заинтересованных в получении контроля над Lotos Group, вторым по величине нефтеперерабатывающим предприятием страны, к 10 июня, но шансы на то, что сделка придет к успешном завершению, выглядят все более отдаленными, на фоне того, что наиболее серьезными претендентами оказываются эти нелюбимые русские.
«Позднее в этом году будут парламентские выборы, и это делает продажу в ближайшем будущем крайне маловероятно», - заявил источник, близкий к сделке.
Министерство финансов уже получило предварительные заявки, и по данным сообщений в газете Rzeczpospolita, все серьезные предложения поставили от российских крупных игроков нефтяного рынка, включая ТНК-ВР, Газпромнефть и Роснефть, также поступили два предложения от Западной Европы, одно от компании Biosyntec, французского производителя сигаретных фильтров, а другое от Transfigura, голландского нефтетрейдера.
Польское правительство хочет продать свою долю в 53% акций Lotos в рамках программы приватизации, цель которой - принести властям доход в 15 миллиардов злотых (3,8 миллиарда евро) в этом году и 10 миллиардов злотых в 2012. На приватизацию возлагаются основные надежды правительства в решении задачи удержать уровень государственного долга ниже отметки в 55% ВВП. Транзакция с Lotos оценивается приблизительно в 3,5 миллиарда злотых, и еще как ожидается около 1 миллиарда злотых составит премия владельца за приобретение контроля над компанией.
Предательская
Правительство намеренно сконструировало транзакцию таким образом, чтобы любая продажа состоялась уже после парламентских выборов этой осени, но даже подготовка к сделке, весьма вероятно, вызовет чрезвычайную политическую озабоченность.
Александр Град (Aleksander Grad), министр финансов, уже получил угрозы возможного обвинения его в государственной измене, если Lotos будет продан российской компании. «Если Lotos Group продадут российской энергетической компании или компании, контролируемой правительством Российской Федерации, Александр Град предстанет перед Государственным трибуналом», - пригрозил Давид Яцкевич (Dawid Jackiewicz), депутат от правой партии «Право и справедливость». «И не имеет значения, произойдет это во время работы парламента текущего или следующего или любого другого созыва».
И Град, и его босс Дональд Туск, премьер-министр, были очень осторожны, чтобы заявлять, что успешной российской заявки нельзя исключать. Подобный комментарий шел бы вразрез с нормами ЕС. Но они также, очевидно, опасаются последствий продажи крупного и стратегического бизнеса русским.
Хотя Град подчеркнул, что его министерство не проводит «притворную» приватизацию, он заявил, что министерство финансов исповедует «очень внимательный подход» к продаже. «Мы ввели очень строгие требования для инвесторов. Мы хотим, чтобы будущий инвестор обеспечил, чтобы компания продолжила развиваться и имела доступ к запасам нефти».
Туск заявил: «Нет никаких идеологических причин говорить категорическое «нет» инвестору из какой-либо конкретной страны, в том числе и из России», правда, потом продолжил, заявив, что возможная зависимость от России требует определенной «заботы и сдержанности» со стороны правительства.
Осторожность, с которой правительство подходит к продаже стратегических энергетических компаний, проявляется и в неудачной попытке продать Enea, третьей по величине генерирующей компании в стране. Сначала заявка со стороны Яна Кульчика (Jan Kulczyk), самого богатого человека в Польше, была заторможена министерством финансов в значительной мере из политических опасений, а позднее переговоры с французской EdF провалились, и компания так и остается непроданной.
Плывя против течения
Неуверенность относительно будущего владельца Lotos оборачивается проблемами для Павела Олехновича (Pawel Olechnowicz), давнего гендиректора компании, который приступил к программе увеличения своего собственного доступа к добывающему бизнесу, к ресурсам.
Сейчас у Lotos имеется очень мало своей нефти, в основном она поступает с платформ, которыми компания владеет в Балтийском море. Недавно она приобрела AB Geonafta, у которой имеются наземные месторождения в Литве, а также инвестировала средства в месторождения у побережья Норвегии. Цель - увеличить собственные объемы добычи до 1,1 миллиона тонн к 2015 году и до 5 миллионов тонн к 2020. Если удастся достичь этого уровня, это составит примерно половину от нынешних мощностей Lotos в плане ежегодной переработки.
Однако, с целью радикально расширить свою ресурсную базу, Lotos может воспользоваться помощью богатого инвестора. «Мы не думаем об экзотическом инвесторе с другой стороны мира, о ком-то, кто не вовлечен в добывающий бизнес», - заявил в последнем интервью Олехнович. «Лучшим инвестором для нас был бы кто-то из Северной Европы».
Lotos также заполучил значительный объем долгов как часть своей программы по расширению своих перерабатывающих мощностей на севере Польши. Компания в прошлом году получила прибыль в 651 миллион злотых при том, что выручка за период составила 19,7 миллиарда злотых.