Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Революционные годы в России были героическими не только в силу самоотдачи и невероятного напряжения сил тех людей, которые являлись ее движущей силой, но также художественным неприятием прежних устоявшихся форм. Выразителем этого неприятия стало целое поколение архитекторов, искавших принципиально новый, радикальный язык для эпохи социалистического строительства.

Революционные годы в России были героическими не только в силу самоотдачи и невероятного напряжения сил тех людей, которые являлись ее движущей силой, но также художественным неприятием прежних устоявшихся форм. Выразителем этого неприятия стало целое поколение архитекторов, искавших принципиально новый, радикальный язык для эпохи социалистического строительства.

Выставочный центр CaixaForum Madrid хотел воспеть героику того времени в экспозиции «Построить революцию. Искусство и архитектура в России, 1915-1935», которая открывается в четверг 26 мая и будет открыта для посетителей до 18 сентября.

Выставка состоит из различных типовых проектов зданий, состоит из 230 экспонатов, представляющих собой макеты, рисунки, картины, фотографии. Именно фото служат мостом между прошлым (которое отнюдь не обязательно было лучше настоящего, это уже доказано) и настоящим. На выставке представлены фото первых лет революции и снимки тех же самых зданий, сделанные фотографом Ричардом Паре (Richard Pare) за последние 15 лет. Это сравнение изображений того, что было, пыталось быть и прекратило свое существование, позволяет оценить то угасание, на которое история обрекла одно из наиболее идеологизированных творческих движений прошлого века.

Преследование полезного искусства, которое могло бы изменить эстетику повседневной жизни

Как отметила в своем вступительном слове директор выставки и заведующая отделом академических вопросов в Лондонской королевской Академии художеств Мэри Энн Стивенс (Mary Anne Stevens), мы имеем дело с “движением, охватывающим все виды искусства, а не только архитектуру, и пытающимся передать новую идею обществу, которое только зарождается». Это новое общество, основанное на социалистических идеалах, было свидетелем (и участником) «активной новаторской деятельности, основанной на антинатуралистическом искусстве, на чистых геометрических формах, на радикальном искусстве», подчеркнула Стивенс. 

Данная экспозиция представляет собой второй совместный проект Лондонской королевской Академии художеств и CaixaFórum Madrid после выставки Андреа Палладио.

Строительство как суть

Благодаря диалогу, установившемуся между художниками и архитекторами (и фотографии на выставке дают об этом отчетливое представление), возник новый стиль с новыми геометрическими формами, в которых строительство не укрывается от глаз, поскольку представляет собой суть здания. В этом стиле особую роль играет конструктивизм, основополагающее движение русского авангарда. Произведения Владимира Татлина, Густава Клуциса, Лисицкого и Ивана Кудяршова, входящие в Коллекци Костаки, наглядно показывают стремление художников и архитекторов создать полезное искусство, которое позволило бы изменить эстетику повседневной жизни.

Несмотря на то, что великие архитекторы с мировым именем, подобные Мендельсону и Ле Корбюзье (Le Corbusier) откликнулись на призыв русского авангардного искусства, приход Сталина к власти в 1929 году сломал все их творческие планы, а также направил развитие истории (по крайней мере, российской прошлого века) в совершенно другое русло.