Вашингтон – В среду Соединенные Штаты заявили, что решение российского суда о поддержании приговора бывшему нефтяному олигарху Михаилу Ходорковскому вызывает серьезные вопросы о готовности Кремля действовать согласно закону.
Во вторник Мосгорсуд подтвердил законность приговора Ходорковского и его партнера по бизнесу Платона Лебедева по обвинению в воровстве и отмывании денег в деле, которое многие воспринимают как политическое.
Вице-президент Джо Байден заявил, что судебный процесс наносит вред российскому бизнес-климату, а Госдеп раскритиковал «избирательное применение закона к данным личностям».
Отказ апелляции Ходорковского и Лебедева подтверждает наши опасения о серьезных нарушениях во время рассмотрения дела и использования законодательной системы не по назначению, заявил представитель Госдепа Марк Тонер. «Россия не может создать современную экономику, не создавая независимое правосудие, которое бы служило средством для экономического роста и модернизации, гарантируя равенство перед законом».
Администрация Обамы ведет активную политику «перезагрузки» с Россией и заявила, что поддержит вступление России в ВТО. Но в то же время соблюдение прав человека и законов вызывает у администрации серьезные сомнения.
«Россия совершила большой прогресс за последние десятилетия по модернизации экономики, по превращению в современное государство. Но мы всегда обращали внимание на то, что соблюдение прав человека является неотъемлемой частью наших взаимоотношений, и мы не стесняемся обсуждать эту тему», - заявил Тонер.
Ходорковский, когда-то богатейший человек в стране, стал врагом Кремля во время президентства Владимира Путина и с 2003 года находится в тюрьме. До декабря 2016 года Ходорковский лишен возможности выйти на свободу.
Критики правительства расценивают преследование Ходорковского как часть кампании Кремля по усилению государственного контроля над нефтяными компаниями, а риговор Ходорковскому расценивают как наказание за критику Путина. Ходорковского обвиняют в хищении миллиардов долларов у дочерних компаний ЮКОСа через разные ценовые механизмы, а также в отмывании денег.