Высокопоставленные представители администрации Обамы не один месяц уверяли, что Соединенные Штаты не имеют отношения к российско-грузинским спорам относительно вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Однако сегодня стало известно, что администрация – и лично президент Барак Обама – уже долгое время глубоко вовлечены в спор.
Вступление России в ВТО – одна из ключевых задач начатой администрацией Обамы политики «перезагрузки» отношений с Россией. Однако на пути России стоит входящая в ВТО Грузия, у которой существуют давние разногласия с большим северным соседом. Дело в том, что для вступления в организацию необходимо согласие всех ее членов. Между тем российские войска со времен российско-грузинской войны 2008 года оккупируют отколовшиеся от Грузии Южную Осетию и Абхазию, и Грузия в обмен на допуск России в ВТО требует уступок в области таможенного и пограничного контроля.
Переговоры между Россией и Грузией по этому вопросу начались в феврале в Швейцарии. В марте старший директор по делам России Совета национальной безопасности Майк Макфол (Mike McFaul), заявил, что хотя Россия действительно не может вступить в ВТО без согласия Грузии, Соединенные Штаты не будут выступать посредниками между двумя странами.
«Сейчас идет процесс [разрешения вопросов, связанных с торговлей], и я не хочу предвосхищать его итоги, так как мы в нем не участвуем, - подчеркнул он. – Это все-таки двусторонний процесс, а не трехсторонний».
Однако вернемся к сегодняшнему дню и к встрече Обамы и российского президента Дмитрия Медведева в кулуарах саммита «Большой восьмерки» во французском Довиле. Высокопоставленный представитель Белого дома заявил ABC News после этой встречи, что Обама «лично занимался» этим вопросом не один месяц, фактически стал инициатором переговоров в Швейцарии и убедил лидеров России и Грузии в них участвовать.
Чиновник также сравнил грузин с палестинцами, заявив в отношении стремления Грузии покончить с российской оккупацией, «что ВТО – не та площадка, на которой надо разрешать подобные вопросы... подобно палестинцам, добивающимся голосования в ООН».
«Мы считаем, что вступление России в ВТО будет полезно для российской экономики, для американской экономики и для мировой экономики, - заявил сегодня Обама. – И мы уверены, что мы сможем его добиться».
Судя по некоторым признакам, представители администрации оказывают давление на Грузию, заставляя ее пойти на компромисс. Высокопоставленный республиканец из аппарата Сената заявил The Cable, что торговый представитель США Рон Кирк (Ron Kirk), в ходе совещания с сенаторами перед турне делегации Конгресса, включавшим в себя визит в Грузию, попросил участников визита надавить на Грузию и потребовать от нее согласиться на вступление России в ВТО.
«Было странно слышать, как посол Кирк за закрытыми дверями убеждал группу сенаторов добиваться от Грузии «разумного поведения» - притом, что, как мы помним, администрация публично обещала не вмешиваться в российско-грузинский спор», - заявил источник.
Как заявил президент Грузии Михаил Саакашвили в своем мартовском интервью The Cable, русские ожидали, что администрация Обамы будет давить на Грузию, однако именно объективная позиция Америки в этом вопросе способствует его урегулированию.
«[Русские] говорили американцам, что они будут договариваться с ними, а Грузия пойдет «в нагрузку». Я слышал, как некоторые из русских говорили, что достаточно одного звонка вице-президента [Джозефа] Байдена Саакашвили, чтобы убедить его и заставить его замолчать. Однако это не так, и американцы знают, что это не так», - заявил Саакашвили.
«Некоторые русские говорили, что они опять пустят на свой рынок наше вино, и мы изменим свою позицию. Однако мы не собираемся продавать вино русским. Это не аргумент для переговоров. Нам нужна прозрачность в области пограничного контроля и в таможенных вопросах. В этих областях нам с русскими следует искать взаимно приемлемые решения».