Из блога редактора журнала Respekt
В Соединенных Штатах, или, как минимум, в Вирджинии, где я сейчас живу некоторое время, совершенно точно не существует системы профессионального образования, как мы ее знаем в Чехии. И американцы, очевидно, знают почему.
У нас, как мы все знаем, очень существенная часть детей из девятого класса уходит в техникумы, где их готовят к какой-то специальности, с помощью которой они потом должны зарабатывать всю жизнь. Так происходит благодаря активному участию учителей, которые в конце девятого года обучения более или менее ясно сообщают детям, что для них ничего кроме ПТУ не подходит. Это происходит и при участии учителей, которые будут преподавать дальше и которые обычно «глупых» детей к себе не хотят.
И хотя в последнее время многие техникумы пытаются ввести экзамены, аналогичные выпускным экзаменам в школах, и вообще расширить образование за счет получения общих знаний, это не поможет справиться с принципиальной проблемой, характерной для чешской системы образования – очень быстрому делению детей на «глупых» и «умных», на тех, кто может идти в ВУЗы, и на всех остальных.
В США дети ходят в Elementary School (1-5 классы), Middle School (6 – 8 классы), потом в High School (9 класс и далее) и, наконец, в College. В High School (аналог нашей средней школы) идут все дети. Конечно, не все ее заканчивают. Некоторые потом оказываются на разных профессиональных курсах, где они платят за обучение какому-то умению. Но важно то, что у всех детей, несмотря на предыдущие результаты в школе, есть шанс закончить High School и поступить в College, то есть университет. High School заканчивается тестами (аналог наших экзаменов), и результаты этих тестов потом определяют, что будет дальше. Американская система университетов очень пестрая, в каждом высшем учебном заведении своя планка. Некоторые университеты берут только отличных студентов, некоторые – средних, а некоторые – тех, чьи успехи ниже среднего.
И хотя у американской системы есть масса собственных проблем (чаще всего говорят об огромной разнице между школами в зависимости от места их расположения), в одном ее нельзя упрекнуть: эта система пытается как можно дольше удержать детей в школе и таким образом дать детям как можно больше самых разных знаний и умений, необходимых для жизни.
В этом есть своя логика. Все вспомогательные работы в США делают приезжие. Специальной ремесленной работе, например обращению с каким-то станком, люди обычно учатся непосредственно перед началом работы на какой-то должности. И потом несколько раз в жизни меняют вид такого физического труда.
Жизнь сегодня требует освоения знаний, которые превышают основы образования в специализированном техникуме. В современном мире каждый должен разбираться в достаточно сложных банковских услугах, работать с компьютером и с морем информации в интернете, знать, по крайней мере, основы английского языка, понимать манипулятивность современных СМИ, уметь учиться и искать новую информацию. Все это относится к общему образованию, которое человек получает в средней и высшей школе.
Главная проблема чешской системы образования заключается не в том, что она не в состоянии быстро изменяться согласно требованиям современного времени. Главная проблема в том, что большая часть элиты постоянно твердит, что техникумы необходимы. А ведь это достаточно лицемерное утверждение: сами они делают все для того, чтобы их собственным детям в техникумы идти не пришлось.