Кавказский эмират, географически расположенный на севере Чечни, – это виртуальное государственное образование, поскольку оно не признано на международном уровне. Его рождение было самопровозглашено 31 октября 2007 года эмиром, ставшим во главе этого государства-призрака, Доку Умаровым. Умаров уже был президентом Чеченской республики Ичкерия, непризнанного политического образования, созданного сепаратистским чеченским правительством и провозглашенного лидером Дудаевым в 1991 году. На самом деле, по инициативе Умарова в 2007 году Чеченская республика Ичкерия перестала существовать.
На этой земле постоянно происходят конфликты и смены режима, которые десятилетиями довлеют над бедным и лишенным надежд населением. Чечня давно пытается отделиться от Российской Федерации (первые попытки восходят ко Второй мировой войне). Эти попытки чеченских сепаратистов интенсифицировались особенно после распада СССР. Тем не менее, надежда получить независимость никогда не оправдывалась, так как у России никогда не было ни малейших намерений отказываться от газопроводов и нефтепроводов, которые проходят через чеченскую территорию. Настоящие переговоры о предоставлении независимости никогда и не начинались. Эта напряженность дважды обернулась конфликтами в 1994 и в 1999 годах.
Умаров участвовал в обеих войнах против русских, сражаясь за независимость чеченского народа. Между тем, в последнее время среди чеченских сепаратистов начались внутренние раздоры, от чего еще больше страдает эта измученная земля. Действительно, кажется, что отношения с русскими отошли на второй план ввиду глубого разлада между теми, кто считает, что революция должна в любом случае развиваться согласно светским законам, и теми, кто как Умаров, решил вести борьбу с врагами ислама. Помимо классических государственных институтов Умаров и его “сотрудники” насаждают в Кавказском эмирате религиозные образования, чтобы они управляли территорией, как будто бы речь идет о настоящей администрации, деятельность которой основана на принципах исламского интегрализма.
К сожалению, как кажется, проект Умарова, который сделал свою карьеру на организации террористических актов (в метро Москвы в 2010 году и в аэропорту в январе 2011 года, что привело к многочисленным жертвам) прекрасно удался. Действительно, кавказский эмират рассматривается как передовой бастион священной войны мусульман против неверных. Он привлек многочисленные симпатии арабского мира, сопровождающиеся щедрым финансированием.
Разумеется, русские используют распри во вражеском стане, усиливая и дальше свое военное присутствие на территории Чечни. Огромную неразбериху вызвало заявление Умарова в августе 2010 года о том, что он уходит из политики с последующим назначением на свое место некоего Асламбека Вадалова. Видеофильм, достоверность которого была подтверждена американской частной разведывательно-аналитической компаниейSTRATFOR, был опровергнут через некоторое время. Поведение отнюдь не святого, а лютого террориста Умарова, который рассматривает гибель людей как простое средство к достижению своих целей, все больше отвращает международный интерес от вопроса чеченской независимости. Действительно, в настоящее время исламские террористы снискали дурную славу, что отдаляет надежду чеченского населения на свободу и независимость, о которой они мечтают десятилетиями.
Даже Ахмад Закаев, бывший министр иностранных дел Чеченской республики Ичкерия, находящийся в настоящее время в изгнании в Лондоне, жестко критикует Умарова. Он не раз пытался привлечь внимание иностранных политических лидеров к чеченской проблеме, и он считает, что действия Умарова наносят вред достижению этой цели. Есть риск, что ситуация и так достаточно деликатная, может вылиться в чистое насилие, которое обратится против гражданского населения. Учащение террористических актов в сердце России, которые организуют Умаров и его подручные, может стимулироваться в дальнейшем приближением Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.