18 февраля в Ташкенте состоялся узбекско-американский бизнес-форум, в котором приняли участие представители крупнейших американских и узбекских компаний. Согласно сделанным американской стороной заявлениям, у Узбекистана – значительный потенциал, и стимулирование американских инвестиций в экономику страны – один из приоритетов двустороннего сотрудничества. Как было отмечено, ряд американских компаний, таких как General Motors, Теxaco, Chartis и другие, уже успешно осуществили в Узбекистан крупные инвестиции.
В ходе форума также прозвучало важное заявление о том, что Соединенные Штаты переносят продовольственную базу стоящих в Афганистане американских войск из ОАЭ и планируют в дальнейшем закупать овощи и фрукты у узбекских фермеров. Подробнее об этом – в интервью с президентом Американской торговой палаты.
– Г-н Николсон, об этом Вы уже сообщали в августе прошлого года. В какой стадии находится процесс реализации этих планов? Будут ли выдвигаться какие-то определенные требования к технологиям выращивания, сбора, хранения и транспортировки фруктов и овощей? Есть ли новое видение Узбекистана с точки зрения торгово-экономического партнера?
– Данный проект – прекрасная возможность для узбекских фермеров, перерабатывающих предприятий и дистрибьюторов, поскольку американские войска в Кабуле в настоящее время закупают в Дубае более 40 тонн свежих фруктов и овощей ежедневно. Даже если Узбекистан не может выращивать все сорта фруктов и/или овощей, он, безусловно, может производить и поставлять немалую их долю. И это как раз та возможность, которую мы искали.
При содействии Американской торговой палаты создана рабочая группа по технической поддержке и обеспечению этого проекта, которая включает местных производителей, поставщиков холодильного оборудования, перерабатывающие предприятия и инвесторов.
Первоначально поставку свежих фруктов и овощей планировалось осуществлять самолетом, используя Навойиский аэропорт. Однако эта идея не материализовалась. И сейчас мы рассматриваем иную возможность – поставку железнодорожным путем или фурами, оснащенными рефрижераторами, через Термез, по мосту прямо на американскую базу в Афганистане.
Соответствие требованиям к производству, санитарным условиям, нормам инсектицидов, пестицидов и удобрений, используемых при выращивании урожая, будет проверяться американскими экспертами в области сельского хозяйства.
Надеясь на недолговременное присутствие американских вооруженных сил в Афганистане, мы используем эту возможность, чтобы развить параллельно экспорт этой продукции на рынки России, Западной и Восточной Европы.
Этот проект мы рассматриваем как яркий пример позитивного сотрудничества между Узбекистаном и Соединенными Штатами, при котором две страны не просто выигрывают, но и повышают свой профессионализм в реализации узбекской продукции на другие, нетрадиционные рынки. Мы уже ведем переговоры в этом отношении с основными оптовыми дистрибьюторами в Европе, которые рассматривают закупку свежих фруктов и овощей из Узбекистана в качестве привлекательной альтернативы их традиционным источникам поставки.
Американская торговая палата имеет честь принимать участие в этом процессе и работает в тесном сотрудничестве с Вооруженными Силами США, ЮСАИД, Посольством США в Ташкенте, местными производителями и соответствующими государственными организациями Узбекистана.
– По словам президента Афганистана Хамида Карзая на 47-й Мюнхенской конференции по безопасности, сельское хозяйство страны нуждается в кардинальных переменах. Не рассматривается ли Америкой вопрос аналогичных закупок в Афганистане, что также может способствовать развитию афганского сельскохозяйственного производства и постепенно сокращать его зависимость от наркоурожая?
– Это сложный вопрос, потому что, согласно нашим исследованиям, трудно найти такую культуру, которая бы по прибыльности совпадала с выращиванием наркотических растений. Однако это, безусловно, стоит усилий. И я уверен, что такая возможность сейчас рассматривается. Будем надеяться, что это сработает, потому что продолжающаяся культивация мака с последующим производством наркотиков лишь подрывает усилия по укреплению афганского правительства.
В любом случае потребность в сельскохозяйственных товарах растет. И чем больше усилий мы приложим в Афганистане, тем лучшие результаты получим. И в этом я не вижу конкуренцию для Узбекистана, поскольку рынок гораздо больше, нежели обе страны могут обеспечить.
– В форуме принимали участие представители таких американских компаний, как General Electric, Sikorsky Aircraft, Boeing, Exxon Mobil, Honeywell, Zeppelin International, Nobel, «Уайт энд Кейс ЭлЭлПи», «Ньюкем», Case New Holland. Как оценивают прошедший форум представители этих компаний, насколько его результаты соответствовали их ожиданиям? Можно ли говорить уже о каких-либо конкретных планах и проектах, появившихся в результате форума?
– Необходимо принять во внимание, что практически все из перечисленных компаний имеют давнее и хорошо развивающееся сотрудничество с Узбекистаном. За исключением, возможно, Exxon, эти компании работают в Узбекистане на протяжении многих лет и поэтому не рассматриваются в качестве новых потенциальных инвесторов. Компании также тесно сотрудничают с правительством или, по крайней мере, с государственными компаниями, поэтому назвать их потенциальными партнерами в частном секторе тоже нельзя.
В этом году форум прошел удачно, но лично мне хотелось бы, чтобы перечень американских компаний включал такие перерабатывающие продовольственные компании, как Heinz, Kraft или Mars, учитывая возможности и потенциал, которые они могут обеспечить. Два других сектора, которые были упущены, – это фармацевтика и здравоохранение и информационные технологии, где Узбекистан также может предложить превосходные возможности для развития.
В Америке немало компаний, обладающих надлежащим опытом и ноу-хау, но очень важно выбрать из них те, которые: 1) имеют соответствующий интерес, 2) не чрезмерно капиталоемкие, поскольку это может ограничить или сузить шансы создания здесь совместного частного предприятия.
В целом форум был результативным, но я бы хотел, чтобы обе стороны, как американская, так и узбекская, смотрели на перспективу, отошли от традиционных игроков и обратились к тем компаниям, которые еще не были в Узбекистане и не знакомы с существующими возможностями.
– В рамках форума речь также шла о новых поставках узбекского сырья и углеводородов через Афганистан в Южную Азию. Как в целом их оценивают участники форума? Проявилась ли конкретная заинтересованность участников форума к участию в их реализации?
– Хотя такие возможности существуют, они все еще на начальной стадии и далеки от реальности. Вспомните, как долго велись обсуждения в рамках реализации Транскаспийского трубопровода или же TAPI, проходящего из Туркменистана через Афганистан в Пакистан и Индию.
Это очень сложные проекты, как технически, так и финансово. И могут пройти годы, пока они будут реализованы. В качестве частных инвесторов мы более заинтересованы именно в тех возможностях, которые могут быть осуществлены в короткие сроки, поскольку многое может изменится в течение следующих пяти лет.
Я думаю, в настоящий момент наибольший интерес вызывает трубопровод в Китай (его первая часть открылась в прошлом году, а вторая – открывается сейчас), будущий потенциал которого огромен.
– Какие совместные узбекско-американские бизнес-проекты и инициативы в рамках торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества планируется осуществить в наступившем 2011 году?
– Помимо импорта американского оборудования и технологий таких компаний, как GE, Boeing, Honeywell, Caterpillar и Sikorsky, наиболее важное достижение узбекско-американского сотрудничества – создание совместного с GM предприятия по выпуску автодвигателей, в рамках которого планируется построить в пригороде Ташкента абсолютно новый современный завод. Это позитивный признак и большой шаг в развитии автомобильной промышленности Узбекистана.
С моей стороны, хотелось бы видеть большую вовлеченность американских компаний в технологии производства пищевых продуктов, имеющих потенциал развития не только на локальных рынках, но и на экспорт – в Афганистан или другие страны, а также в производство потребительских товаров, учитывая масштабы местного рынка и население.
Поскольку в Узбекистане нет американских франчайзинговых фирм, здесь идеальный рынок для таких компаний, как Nike и GAP. То же самое можно сказать и в отношении хлопчатобумажного текстиля, где, например, Levi’s и/или Wrangler могли бы с выгодой использовать огромное количество хлопковой пряжи для производства джинсовых изделий и экспорта готовой продукции на мировой рынок.
– Вы являетесь директором Центральноазиатского фонда поддержки малых предприятий. Одно из основных направлений экономической политики Узбекистана – особое внимание к развитию малого и среднего бизнеса. Как Вы в целом оцениваете проводимую политику в этом направлении? И как Вы оцениваете те меры, которые принимались и принимаются в последнее время в качестве противодействия негативному влиянию мирового экономического кризиса?
– Возможности для развития МСБ созданы хорошие, но есть ряд вопросов, которые нужно решить, чтобы привлечь в этот сектор больше прямых иностранных инвестиций. Во-первых, конвертация – вопрос, который необходимо прояснить с тем, чтобы частные бизнесмены, национальные или иностранные, могли лучше понимать, какие ограничения принимаются в настоящее время. Ничто так не тревожит представителей частного бизнеса, как незнание, когда и как они могут проконвертировать свои средства.
Во-вторых, ограничения для частных лиц на работу с наличностью и местной валютой. Разделение между налично-предпринимательской экономикой и экономикой государственного банка создает искажения и налагает дополнительные затраты. Если бы эти два вида экономики могли бы объединиться или, по крайней мере, сблизиться, это стало бы выгодно для всех.
Согласно тому, что я прочел в платежном балансе, профицит торгового оборота за прошлый год составил более 4 млрд. долларов США. Это огромное достижение, учитывая нынешнюю мировую ситуацию. Надеюсь, финансовые власти понимают, что Узбекистан не просто выдержал шторм, а успешно избежал мировой кризис, благодаря разумной политике и потребительским ценам на все экспортные товары Узбекистана. Это – огромное позитивное развитие, которое, надеюсь, приведет к сокращению задержек с конвертацией и объединению местных рынков экономики.
Президент Ислам Каримов объявил 2011 год Годом малого бизнеса и частного предпринимательства. И мы убеждены, что Узбекистану есть что предложить таким инвесторам, как мы.