Вашингтон – Президент Обама решил отправить архитектора своей так называемой политики «перезагрузки» с Россией в Москву в качестве следующего посла Соединенных Штатов. Таким образом он стремится дополнительно улучшить отношения в то время, как обе страны готовятся к потенциально непростому сезону выборов.
Г-н Обама планирует номинировать своего главного советника по России Майкла Макфола (Michael McFaul), сообщили несколько чиновников администрации, пожелавших не называть свое имя до официального объявления. Источники сказали, что г-н Обама сообщил о своем выборе российскому президенту Дмитрию Медведеву во время встречи во Франции на прошедшей неделе.
Выбирая г-на Макфола, г-н Обама отходит от недавней традиции дипломатических отношений с Москвой, где за последние 30 лет все, кроме одного из восьми американских послов, были профессиональными дипломатами. Выбирая человека из своего близкого окружения, г-н Обама подчеркнул свою решимость удерживать российско-американские отношения в центре своей внешней политики после того, как в начале президентского срока он постарался перезагрузить отношения после нескольких лет растущего напряжения.
«Будучи человеком, который по-настоящему помог президенту начать перезагрузку, Майк – идеальный человек, чтобы отправиться в Москву и проконтролировать, чтобы отношения не потеряли своей движущей силы», - сказал один из представителей администрации.
С тех пор, как г-н Обама пришел к власти, две страны подписали новый Договор СНВ, окончательно оформили соглашение о сотрудничестве в сфере атомной энергетики, согласились ввести более жесткие санкции против Ирана и значительно расширили американские пути поставок в Афганистан через бывшие советские территории. После встречи с г-ном Обамой во Франции, г-н Медведев поменял свою позицию по ливийскому кризису и согласился, что полковник Муаммар Каддафи «потерял легитимность» и «должен уйти».
Но отношения переходят в новую и сложную стадию, особенно в том, что касается усилий по сотрудничеству в сфере противоракетной обороны в Европе и присоединению России ко Всемирной торговой организации – достигнуть этих целей обеим сторонам не удавалось уже много лет. Более того, некоторые аналитики считают, что желание установить более теплые отношения снизило американское давление на Кремль по вопросам демократии в России и устрашения бывших советских республик, таких как Грузия.
Г-н Макфол известен в Вашингтоне как страстный адвокат политики г-на Обамы, утверждая, что Соединенные Штаты могут выступать по поводу демократии и Грузии, одновременно стремясь к сотрудничеству с Москвой по другим вопросам.
Хотя он и не дипломат, сорокасемилетний г-н Макфол считается в Америке одним из главных специалистов по России, и имеет в Москве многочисленные контакты. Он получил стипендию Роудса (Rhodes Scholarship) и впервые отправился в Советский Союз в 1983 году. За последующее десятилетие он приезжал пожить туда несколько раз. Профессор Стэнфордского университета и научный сотрудник Гуверовского института, г-н Макфол является автором или редактором более 20 книг и имеет репутацию открытого защитника российской демократии и критика закручивания гаек против диссидентов, предпринятого премьер-министром Владимиром Путиным.
Временами дружеские связи г-на Макфола с неоконсерваторами вызывали среди его коллег по Демократической партии подозрения, но с тех пор как он стал работать в Белом доме, он неоднократно вступал в споры с этими защитниками демократии, критично относящимися к политике перезагрузки.
Если Сенат подтвердит его кандидатуру на смену уходящему послу Джону Байерли, главной задачей г-на Макфола станет проконтролировать, чтобы оттепель в отношениях не превратилась в короткую псевдо-весну. Одной из проверок могут стать переговоры по поводу маршрута поставок в Афганистан. Когда г-н Обама пришел к власти, американские военные поставки практически не шли в Афганистан через Россию. Соглашение по открытию российского воздушного пространства привело к тому, что почти половина всех поставок теперь идет в Афганистан через Россию. Учитывая неопределенность в отношениях США и Пакистана, Вашингтон может начать еще больше полагаться на Москву в этом вопросе.
Еще одну проверку предстоит пройти в следующем году, когда и в России, и в США пройдут президентские выборы. Г-ну Обаме придется решить в следующем году, насколько сильно он будет критиковать то, что, по ожиданиям американцев, превратится в жестко контролируемые российские выборы, рискуя ухудшить отношения, которые сам же и взлелеял. А грядущие американские выборы могут заморозить любые попытки провести в жизнь политические меры, которые могут быть благоприятны для России.