Кандидат президента Обамы на пост нового посла США в Москве – доверенный советник, который участвовал в оформлении «перезагрузки» американо-российских отношений три года назад, а также часто критиковал и упрекал кремлевских лидеров за отход от демократических реформ.
Официальный представитель администрации подтвердил в воскресенье, что Майкл Макфол (Michael A. McFaul) будет номинирован на ключевой дипломатический пост и придет на смену Джону Байерли (John Beyrle), который работал в этой должности с июля 2008 года.
Если его кандидатуру утвердит сенат, Макфол станет первым недипломатом за три десятилетия, который будет работать главным американским представителем в Москве. И как член «ближнего круга» Белого дома и ключевой архитектор его политики в отношении России, Макфол будет обладать уникальными возможностями для выражения взглядов Обамы по разным вопросам – начиная от противоракетной обороны и заканчивая конфликтами в Афганистане и на Ближнем Востоке.
Пока не было никакого официального объявления о данном шаге ни от Белого дома, ни от Госдепартамента, впервые о нем сообщило воскресное издание New York Times. В газете отмечалось, что Обама рассказал о своих намерениях российскому президенту Дмитрию Медведеву во время встречи двух лидеров на прошлой неделе во Франции.
Представитель Кремля в заявлении российскому государственному информационному агентству РИА Новости опроверг информацию о том, что Медведеву сообщали о планах предложить кандидатуру Макфола. Но другие российские официальные лица и эксперты по безопасности приветствовали такой выбор как позитивный сигнал в области двусторонних отношений.
«Раз Макфол является человеком из президентской команды, его назначение продемонстрирует, что Вашингтон уделяет серьезное внимание российской политике», - говорит Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок, влиятельного московского аналитического центра.
Коновалов заявил информационному агентству, что Макфол будет идеальным выбором, так как «он хорошо знает Россию и знаком с проблемами национальной безопасности».
Джозеф Чиринкьоне (Joseph Cirincione), эксперт в области контроля над вооружениями, который работал с Макфолом, когда они оба выступали советниками кандидата в президенты Барака Обамы по внешней политике, заявил, что Макфол помог спасти российско-американские отношения тогда, когда они «вернулись к временам холодной войны».
«Он является одним из корифеев в области ядерной политики по отношению к России, а также тем, кто может двигать бюрократию в том направлении, в котором хочет президент», - заявил Чиринкьоне, ныне являющийся президентом фонда Ploughshares Fund.
Макфол стал особым советником президента по российским вопросам в 2009 году и являлся основным архитектором попыток администрации Белого дома восстановить нормальные связи с Россией после многих лет напряженности. Несмотря на периодические откаты назад, две страны смогли достичь ряда дипломатических прорывов, наиболее заметным из которых стали новый договор СНВ, более скоординированная политика в отношении Ирана и улучшение ситуации с правом на авиатранзит американских военных грузов в Афганистан.
Перед тем как присоединиться к администрации, Макфол был частым критиком кремлевской политики. 47-летний бывший профессор Стэнфордского университета упрекал российского премьер-министра Владимира Путина по самым разным вопросам – от российского военного вторжения на Кавказ до преследования правительством несогласных.
Но вскоре после присоединения к администрации Макфол стал ведущим сторонником политики «перезагрузки» Белого дома, заявляя, что идеологические разногласия не должны мешать практическим взаимоотношениям двух стран. «Мы хотим действительно делать реальные дела с русскими в области тех вопросов, которые касаются нашей национальной безопасности и нашего процветания», - заявлял Макфол в 2009 году во время визита в Москву.