В разгар европейского турне президента Россия обрушилась на предложенную администрацией ослабленную версию противоракетной обороны, заявив, что мы должны либо уступить воле Москвы, либо столкнуться с риском новой гонки вооружений.
Когда президент Рейган в октябре 1986 года встретился в исландском Рейкьявике с советским премьером Михаилом Горбачевым, он не говорил об особых отношениях и кнопках перезагрузки – только о стремлении лидера Свободного мира защитить Америку от удара ядерных ракет.
Когда на прошлой неделе президент Обама посетил французский Довиль ради саммита «Большой восьмерки» и встреч с мировыми лидерами – такими как российский президент Дмитрий Медведев, - лидер Америки хвалебно отозвался об одобрении Сенатом выхолащивающего американскую противоракетную оборону договора о СНВ, назвав этот шаг свидетельством «замечательных отношений», «полезным для безопасности и процветания обеих стран».
Русские, безусловно, считают этот шаг полезным для себя. Как мы уже неоднократно отмечали, они, по-видимому, смотрят на этот договор не совсем так, как Обама.
Это подтверждают слова, которое произнес Медведев после встречи с Обамой: «Я уже говорил моему другу Бараку о том, что этот вопрос, вполне вероятно, будет решаться уже в будущем – не сейчас, а может быть, году в 2020-м». Именно в этом году США собираются развернуть ракеты SM-3 Block IIB, которые сейчас пока только разрабатываются. Ими планируется заменить ракеты-перехватчики наземного базирования, которые должны были быть развернуты в Польше, и от которых президент отказался после того, как Россия выразила возражения и пригрозила разместить свои ракеты «Искандер» в Калининграде, прямо на польской границе.
Документы Госдепартамента, опубликованные WikiLeaks, показывают, что русские говорили администрации Обамы, что они не будут сотрудничать с нами ни по каким вопросам, если мы будем создавать полноценную противоракетную оборону.
В результате 17сентября 2009 года, на 70-ю годовщину советского вторжения в Польшу, администрация неожиданно сообщила полякам, что мы отказываемся от противоракетной обороны.
Ракеты-перехватчики наземного базирования должны были защищать США и наших европейских союзников от ракет, возможно, оснащенных ядерными боеголовками, запущенных с Ближнего Востока – особенно из Ирана. Россия между тем утверждала, что это небольшое количество ракет-перехватчиков будет нацелено против ее стратегических сил.
На это нам следовало бы ответить: «Даже если бы это было так, что дальше?». Так отреагировал бы Рейган. Однако мы вместо этого перешли к плану, который защищает только Европу.
В апреле российский вице-премьер Сергей Иванов предложил предоставить России «право красной кнопки» - право вето на любое использование европейской противоракетной обороны.
«В практическом отношении, - заявил Иванов, - это означает, что наше представительство, которое расположится, скажем, в Брюсселе, будет давать согласие на нажатие красной кнопки для запуска противоракеты – все равно из Польши, России или Британии».
Вы поняли?
Новый договор о СНВ призывает к серьезному сокращению американской противоракетной обороны и к ее количественному и качественному ограничению. Россия в одностороннем порядке утверждает, что любое укрепление американской системы ПРО может послужить основанием для выхода из договора.
В апреле 39 законодателей-республиканцев во главе с сенатором от Иллинойса Марком Кирком (Mark Kirk) написали Обаме письмо, в котором просили его не уступать ни этому требованию России, ни другому – тому, которое касается «обмена информацией» по ПРО.
Республиканцы просили (и до сих пор не получили) письменных гарантий того, что Обама не будет предоставлять Москве «данные раннего предупреждения, опознавания, отслеживания, нацеливания и телеметрии, данные радаров или общей оперативной картины, а также американскую технологию противоракет прямого попадания».
Трудно сказать, куда заведет нас Обама со своими «замечательными отношениями». В вопросе о противоракетной обороне он уже предал поляков и чехов и ограничил по настоянию русских развертывание нашей собственной системы.
Он отказался от готовых к развертыванию систем противоракетной обороны – таких как запущенная ВВС программа разработки лазеров воздушного базирования.
В отличие от Рейгана Обама, скорее, готов доверить наши жизни и нашу национальную безопасность клочкам бумаги, чем американскому технологическому гению.