Правительство США переписывает книгу военных правил, стремясь отнести кибератаки к категории военных действий. В результате командиры получат возможность наносить удары возмездия по хакерам, пользующимся поддержкой иностранных держав.
Пентагон пришел к выводу, что законы о вооруженных конфликтах можно расширить, включив в них кибернетические войны, чтобы США имели возможность силой отвечать на агрессивные атаки против своих компьютеров и инфраструктуры информационных технологий.
Эта мера, о которой в следующем месяце будет объявлено в стратегическом документе Министерства обороны США, является важным шагом в направлении милитаризации киберпространства. Это будет иметь колоссальные последствия для международного права.
Официальные представители Пентагона рассказали об этом решении Wall Street Journal, заявив, что оно должно стать предостережением тем хакерам, которые могут угрожать безопасности США, атакуя американские атомные реакторы, трубопроводы и государственные инфраструктурные системы, такие как общественный транспорт. «Если ты отключаешь нашу электроэнергетическую систему, то не исключено, что мы запустим ракету по одной из твоих дымовых труб», - заявил представитель военного ведомства.
Новая стратегия вносит изменения в действующее право на самооборону, которое предусмотрено уставом ООН, поскольку в ней кибернетическое оружие подпадает под определение вооруженного нападения.
Как сказал профессор нью-йоркского университета Фордхэм Джоэл Рейденберг (Joel Reidenberg), преподающий право в области информационных технологий, эта мера стала важным признанием того факта, что новые формы ведения войны могут нанести ущерб американцам. По его словам, «США будут защищать своих граждан в их современной деятельности 21-го века».
Бывший компьютерный эксперт Пентагона Сами Сайдьяри (Sami Saydjari), руководящий сегодня консалтинговой фирмой Cyber Defense Agency, говорит, что изменение правил является вполне логичным и разумным шагом. «Соединенные Штаты не защищены от диверсий в оборонной сфере, в энергетике, в телекоммуникациях, в банковском деле. Любая атака на жизненно важные объекты этой инфраструктуры может стать столь же разрушительной, как и физическое нападение на США». Но другие специалисты по кибернетике предупреждают, что реализовать новое положение будет крайне трудно, и что это может привести к ускоренной милитаризации интернета.
Джоди Уэстби (Jody Westby), являющаяся соавтором публикации ООН «The Quest for Cyber Peace» (В поисках кибернетического мира) говорит, что отследить эти атаки и выйти на их организаторов очень сложно, а выявить тех, кто за ними стоит, зачастую просто невозможно.
Она призывает активизировать дипломатические усилия по развитию сотрудничества между государствами вместо того, чтобы расширять перечень вариантов военных действий. «Такое бряцание оружием в кибернетическую эпоху может иметь пагубные последствия для США, поскольку оно способно спровоцировать новые кибератаки на американскую инфраструктуру, которые нанесут колоссальный ущерб американскому населению».
Администрация Обамы просигнализировала о своих новых намерениях две недели назад, когда Белый дом представил свою концепцию видения будущего киберпространства. «Когда это оправданно, Соединенные Штаты будут отвечать на враждебные акции в киберпространстве, как мы отвечаем на любую другую угрозу нашей стране», - говорится в этой концепции. В ней также отмечается, что такой ответ будет включать «все необходимые меры», в том числе, военные.
Соединенные Штаты считаются особенно уязвимыми для кибератак, поскольку миллионы компьютеров в Америке заражены вирусами, а американские военные сети почти повсеместно компьютеризированы.
Алан Поллер (Alan Paller), являющийся директором по исследовательской работе в институте SANS, который занимается подготовкой специалистов по компьютерной безопасности, говорит, что компьютеры военного ведомства в США подвергаются атакам со стороны иностранных государств как минимум с 2003 года. Среди потерь в результате этих нападений – важные технические данные по истребителю F35, стоимость разработки которого составляет 300 миллиардов долларов.
«Военные знают, что их системы подвергаются постоянным и все более сложным атакам», - отмечает он.
Особое внимание американские специалисты обращают на Китай и Россию, считая их потенциальными государственными спонсорами кибернетической войны. Комиссия Конгресса выступила с предостережением о том, что Китай обладает возможностями для нанесения ударов по федеральным сетям, связанным между собой через интернет, причем такие удары «могут парализовать Соединенные Штаты». Среди потенциальных объектов нападения национальная система электроснабжения. А Россию в 2008 году обвинили в компьютерной атаке на Центральное командование США, которое отвечает за ведение войн в Афганистане и Ираке. Россию также подозревают в причастности к более локализованным кибернападениям на Грузию и Эстонию.
Соединенные Штаты также причастны к кибернетическим диверсиям. Есть предположения, что компьютерный червь Stuxnet, запущенный в прошлом году против Ирана, является делом рук Израиля, который пользуется поддержкой Вашингтона. Уэстби отмечает, что Соединенные Штаты не стали опровергать эти обвинения. «Похоже, мы с удовольствием проводим собственные кибератаки, когда это нас устраивает. Это вряд ли можно назвать хорошей дипломатией».