Директор Кавказского проекта Международной кризисной группы (ICG) Лоуренс Шитс сделал примечательное заявление. Он сказал, что если в Казани 25 июня будет подписано некое соглашение, то это будет не окончательный документ по Карабаху. Но он позволит лидерам как Армении, так и Азербайджана «не терять собственное лицо». «Что же касается возвращения районов, то …это будет возможно только в результате каких-либо политических развитий».
Международная кризисная группа является любительницей посылать мессиджи сторонам. Какой мессидж был послан сейчас и какие политические развития имел в виду Лоуренс Шитс? В его осведомленности по карабахской проблеме можно не сомневаться, как и в том, что великие мира сего не достигли консенсуса по карабахской проблеме. Тогда зачем было назначать конкретные сроки?
Мы уже писали о том, что сроки могут быть даны для того, чтобы Серж Саргсян в Армении и Ильхам Алиев в Азербайджане имели «возможность» добровольно подать в отставку. Но тогда возникает вопрос, кому и зачем нужна отставка Саргсяна и Алиева?
Если исходить из того, что карабахский процесс направлен не на урегулирование карабахской проблемы, а на решение более глобальных задач, следует предположить, что отставка Сержа Саргсяна была бы выгодна Западу, если он не сможет добиться от Саргсяна заявлений по поводу отношений с Россией. Армянское руководство упорно идет на сближение с Россией, и этот факт не может не беспокоить Запад, который решает главную задачу – вывести из Армении российскую военную базу и саму Армению из зоны влияния России.
Свидетельств тому много: побывавшему весной в Брюсселе премьеру Тиграну Саркисяну пришлось отвечать на трудный вопрос, когда будет выведена российская база из Армении. Причем, вопрос этот прозвучал на фоне обсуждений о европейской финансовой помощи Армении – Европа не может платить Армении, которая считает себя частью «зоны безопасности» России.
Еще одно свидетельство – вчерашняя пресс-конференция посла Франции в Армении, который заявил, что за последние 20 лет сотрудничество НАТО и Евросоюза с Арменией становится все теснее. А, отвечая на вопрос о Карабахе, сказал журналистам: неужели встреча в Казани для вас важнее сотрудничества с НАТО?
Решение, которое будет принято или не принято в Казани 25 июня, должно стать ответом Армении и Азербайджана Западу – готовы ли они изменить ориентацию? Если до Казани Серж Саргсян заявит, что «подумает» о судьбе российской базы, он обеспечит себе место в будущей власти в Армении. В противном случае ставка будет сделана на силы, которые будут готовы отказаться от услуг «старшего» брата и наладить с Россией партнерские отношения.
Видимо, во избежание этих развитий в Армении, в Грузии были инициированы оппозиционные протесты. Причем, российские СМИ тут же растиражировали слова Нино Бурджанадзе о том, что в случае свержения Саакашвили Грузия изменит ориентацию в сторону России.
Армянским политическим силам нужно решиться на важный шаг – заявить, что российская военная база не является единственной гарантией безопасности Армении, а границы страны не должна защищать российская ФСБ. Пока на армянском политическом поле таких сил нет. Поэтому ставка делается на Сержа Саргсяна. Он любит делать неожиданные и поворотные заявления. Это он «посмел» пригласить Абдуллу Гюля в Ереван, это он сказал, что «Агдам – не армянская территория», это он сказал, что «гражданский интерес не противоречит национальному». Однажды он может заявить и о том, что сотрудничество с НАТО считает такой же гарантией безопасности, как и с ОДКБ.