Институт политики безопасности и развития (Стокгольм, Швеция) опубликовал отчет «Русскоязычные преступные группы в Европейском союзе». Авторы отчета обозревают происхождение, развитие и влияние на европейское общество того, что принято называть «русской мафией», а также предлагают некоторые пути противодействия этому явлению.
«По некоторым данным, в настоящее время в Польше действуют до 20 000 русских преступников, что делает её, по крайней мере, в смысле количества, крупнейшей русской криминальной диаспорой в мире, — говорится в отчете. — Русскоязычные группы организованной преступности (РГОП) считаются наиболее опасным и влиятельным преступным сообществом в Польше».
При этом авторы отчета отмечают, что членами этих групп являются и русские, и украинцы и белорусы. «Эти преступные группы в основном занимаются незаконной деятельностью, связанной с убийствами, сутенерством, угоном автомобилей и их контрабандой в страны СНГ», — сообщают исследователи шведского института.
В отчете деятельность польских РГОП и трудности, с которыми сталкиваются сражающиеся с ними правоохранительные органы, рассматриваются на примере Подляского воеводства с центром в Белостоке. Восточная граница этого воеводства — это граница между Польшей и Белоруссией. Таким образом, граждане СНГ, приезжающие в Польшу либо проезжающие ее транзитом, вначале попадают в окрестности Белостока. Здесь прибывшие туристы и предприниматели зачастую сталкиваются с преступниками из своих же стран. «В этом районе более 90% преступлений, совершаемых иностранцами, осуществляются при участии русскоязычных правонарушителей», — говорится в отчете.
В основном, эти преступления таковы: ограбления, в том числе вооруженные, контрабанда автомобилей и подделка документов.
Польские власти предприняли две решительные попытки по сокращению влияния РГОП в их стране в 2007 и 2009 годах, однако обе они были безуспешны, отмечают шведские исследователи.
Один из авторов отчета, старший научный сотрудник Института политики безопасности и развития, в прошлом — сотрудник офиса координатора Шведской национальной политики по наркотикам Вальтер Кегэ полагает, что РГОП представляют для ЕС большую угрозу, поскольку их количество достаточно велико.
«В основном, эти группы занимаются наркотиками, отмыванием денег и, среди прочего, контрабандой высоких технологий», — сообщил Кегэ.
Когда речь заходит о мафии, большинство из нас представляют себе итальянские преступные группы с жесткой иерархией. Но шведский эксперт отметил, что сети РГОП менее структурированы, хоть и имеют лидеров.
«Конечно, небольшие группы могут быть связаны с людьми из тех городов или областей, где они действуют, и иметь иерархическую структуру. Но если мы говорим о больших группах, в общем, я бы сказал, что их нельзя сравнивать с итальянской мафией», — сказал Кегэ.
По мнению исследователя, несмотря на высокий уровень контроля над преступностью в нашей стране, белорусские организованные преступные группы, «конечно же, существуют». Вальтер Кегэ полагает, что эти группы, в основном, занимаются проституцией и торговлей людьми.
«Конечно, есть преступники из Белоруссии, которые занимаются наркотиками в составе других групп, но я думаю, что, в основном, они связаны с проституцией», — сказал Кегэ. Эксперт обратил внимание на то, что зарубежным исследователям сложно получать подробную информацию от белорусских правоохранительных органов.
Единственное решение проблемы РГОП в ЕС эксперт видит в координации действий правоохранительных органов разных стран.
«Ключом к успеху могла бы стать совместная работа стран против преступников, — сказал Вальтер Кегэ. — Я думаю, что в будущем мы должны создать то, что я называю «Совместной следственной командой», состоящей из представителей правоохранительных органов разных стран, столкнувшихся с проблемой РГОП».