Мировые события, насколько бы они ни были ужасны, в этом году играют на руку Газпрома. Разворот Германии по вопросу о ядерной энергетике - последнее из таких событий.
Четверть германской электроэнергии генерируется атомными электростанциями. Если их все закрыть, как говорит Берлин, их надо будет заменить. Любой разумный сценарий должен включать сопоставимое количество новых электростанций, работающих на газе. В 2009 году Газпром покрыл 40% от всего потребленного в Германии газа.
Но Газпрому не должен дать себя увлечь, не должен расслабляться. Для начала, политический разворот Германии был как-никак разворотом. Дедлайн для атомной энергетики, установленный на 2022 год, еще дает достаточно времени для того, чтобы передумать еще раз.
Даже если Германия пойдет обозначенным путем, есть более широкие силы, действующие против Газпрома. Исторически успех компании строился на продаже больших объемов газа на богатый, сравнительно изолированный европейский рынок. Но ситуация меняется. Европейский спрос на газ пострадал из-за рецессии, и восстановление будет медленным.
К тому же, растущие цены и имевшие место в недавнем прошлом российско-украинские разногласия подтолкнули Европу к диверсификации источников своих газовых поставок, установке связей с другими обладателями крупных запасов где бы то ни было и к более интегрированным поставкам. Короче говоря, газ глобализируется.
Результатом процессов стал мятеж среди европейских предприятий против долгосрочных контрактов на поставку с оговоренными объемами и против цен, привязанных к нефти - всего того, за что выступает Газпром. В прошлом подобные договоренности имели смысл - газ конкурировал с нефтью в энергогенерации, и доминирование Газпрома давало ему рычаг на переговорах.
Сегодня доля нефти в генерации электроэнергии ничтожна. Вдобавок, Европа либерализовала свой энергорынок с целью благоприятствования конкуренции, сделав его более гибким. Новые долгосрочные контракты с ценами, привязанными к нефти, будут представлять собой бесконечную, неограниченную во времени подверженность ценовым рисками и рискам, связанным с объемами, и это все больше будет расходиться с рыночным уровнем спроса и цен. Предприятия будут просто безумцами, если станут подписывать такие контракты.
Глобальные события этого года помогли Газпрому, но ход истории по-прежнему действует против него.