1 июня Белоруссия начала переговоры с Международным валютным фондом в надежде получить заем в размере от 3,5 до 8 миллиардов долларов. Переговоры идут в ситуации, когда Белоруссия столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. Эти неприятности могут открыть дорогу усилению соперничества Запада и России по поводу Белоруссии, и это может иметь серьезные последствия для региона.
Белоруссия начала испытывать финансовые затруднения в начале 2011 года в результате увеличения белорусским лидером Александром Лукашенко расходов на душу населения в преддверии президентских выборов в декабре 2010 года. Перед выборами Лукашенко значительно повысил расходы на социальные нужды и, в сочетании с высокими мировыми ценами на энергоносители, это оказало сильное давление на белорусскую экономику и финансовую систему. Страна начала испытывать дефицит запасов иностранной валюты и была вынуждена девальвировать свою валюту. Тем временем рейтинги многих государственных банков Белоруссии были понижены кредитными агентствами, и на банки и банкоматы страны был наплыв посетителей.
Способность Белоруссии справляться с этими финансовыми трудностями была чрезвычайно ограничена, в основном из-за политических соображений. Минск столкнулся с изоляцией со стороны Запада в ответ на то, что Запад воспринял как сфальсифицированные выборы декабря 2010 года и в особенности на разгон силами Лукашенко протестующих после выборов. В ответ Запад ввел санкции против Белоруссии и исключил возможность оказания финансовой помощи в стране в трудную минуту. Потому Белоруссия была вынуждена обратиться к своей единственной альтернативной опции – это Россия. После недель переговоров Минск смог обеспечить кредит в размере от 3 до 3,5 миллиардов долларов от антикризисного фонда ЕврАзЭС, где доминирует Россия. Это резко ограничило пространство для маневра в отношениях Лукашенко с Москвой - из-за финансовой зависимости от России.
Теперь Белоруссия снова хочет расширить себе выбор, обратившись в сторону МВФ. Однако, получению страной кредита от МВФ препятствуют некоторые сложности, в частности, реформы, реализация которых обычно привязывается к займам МВФ, и которые Лукашенко в принципе не склонен проводить, политически говоря. Потому единственной реальной и целесообразной возможностью для Белоруссии уменьшить свои экономические трудности является Москва. Россия в итоге не только укрепит свое положение в Белоруссии, но и усилит рычаги давления на таких региональных игроков как Польша и прибалтийские государства, которые также пытаются улучшить свои позиции в Белоруссии.