В среду Европейская комиссия пересмотрела свое мнение насчет огурцов из Испании, которые, по мнению некоторых, являются причиной распространяющейся по Европе эпидемии.
С одной стороны, число пострадавших достигло такого уровня, что Россия в четверг приняла решение ввести временный запрет на импорт свежих овощей из Европы. С другой стороны, расследование причин нынешних событий придется начинать практически с нуля, так как в среду вечером Европейская комиссия отказалась от имевшихся у нее подозрений насчет огурцов. Вспышка заболеваемости диареей и гемолитико-уремическим синдромом, которая была отмечена в Германии в начале мая, не имеет прецедентов в Европе по своему масштабу.
Вызванная энтерогеморрагическими бактериями (они выделяют Шига-токсин STEC или VTEC) заболеваемость выделяется также своим серотипом, который получил название O104:H4. «Не считая нынешнего эпизода, этот серотип был выявлен лишь единственный раз в 2005 году у 29-летней женщины в Южной Корее», - рассказывает Патрик Фаш (Patrick Fach), директор по научным исследованиям Национального агентства по санитарной, экологической и трудовой безопасности (Anses). Такая ситуация отчасти объясняет те сложности, с которыми сталкиваются ученые при попытке отследить источник заражения.
В среду в Германии, по информации из различных источников, насчитывалось от 1169 до 1900 заболевших, 373 из которых страдали от гемолитико-уремического синдрома (ГУС). Такой показатель уже в семь раз превысил годовой уровень заболеваемости ГУС. Всего в Европе и США было зарегистрировано более 1500 случаев, в том числе около 30 в тяжелой форме. Все больные скорее всего были инфицированы в Германии, а если точнее, в Гамбурге. Что касается числа погибших, оно к настоящему времени достигло 17 человек: 16 в Германии и 1 в Швеции. Большинство жертв скончались от почечной недостаточности.
Несколько возможных источников
Речь идет о «серьезном кризисе», источник которого «необходимо выявить как можно быстрее», - заявил в среду комиссар ЕС по вопросам здравоохранения Джон Далли (John Dalli). Источник до сих пор остается загадкой. В большинстве случаев заражение коллибациллами типа STEC происходит при употреблении в пищу недостаточно хорошо прожаренного мяса или продуктов на основе сырого молока. Причиной возникновения эпидемий могут стать также вода, овощи и фрукты, на которые попали фекальные частицы.
В нынешнем эпизоде первое подозрение пало на огурцы, в частности те огурцы, что экспортируют из Испании. Во время следствия было выяснено, что именно этот продукт (наряду с помидорами и салатом) чаще всего употреблялся в пищу больными в течение 10-12 предшествующих возникновению заболевания дней. Далее немецкие ученые проверили овощи на предмет содержания бацилл того типа, что были выявлены у пациентов. «Обычно мы ищем пять наиболее часто встречающихся серотипов, но в данном случае нам потребовались новые молекулярные инструменты, чтобы определить штамм 0104:H4, - объясняет Патрик Фаш. Использованный метод, который опирается на целый коктейль генетических маркеров, был разработан Anses в сотрудничестве с немецкими учеными». Тесты на основе методики амплификации ДНК могут дать первые результаты уже через 24 часа, однако затем полученные данные необходимо перепроверить.
В то же время текущие исследования напоминают поиск иголки в стоге сена. «Сделать заключение очень сложно. Тем более, что уровень заражения в пищевых продуктах намного ниже, чем в организме больных», - добавляет Патрик Фаш. Кроме того, задачу осложняет еще и то, что в одном продукте вполне может существовать сразу множество штаммов колибацилл, большая часть из которых не обладает патогенным эффектом.
Новые следы
Благодаря тесту Anses в среду были окончательно развеяны сомнения насчет огурцов. Среди всех исследованных видов огурцов в двух образцах из Испании были обнаружены выделяющие Шига-токсин колибациллы, однако они не принадлежали к серотипу O104:H4. Теперь ученым необходимо заняться рассмотрением новых теорий: другие овощи, окружение и т.д. «Мы сможем обнаружить источник, когда у нас получится установить прямую связь между больными и вектором заражения», - добавил Патрик Фаш, подчеркнув, что все случаи произошли в области вокруг Гамбурга.
Во Франции в настоящий момент расследуется шесть случаев заражения вернувшихся из Германии людей. Для этого была создана кризисная рабочая группа, в которую вошли специалисты Института санитарного надзора, Главного управления по здравоохранению и Главного управления по конкуренции и борьбе с мошенничеством.